- Промышленная архитектура
- подразделяется на пром. градостроительство (арх. орг-ция пром. тер.), арх. пром. зданий, арх. пром. сооружений. Возникла на У. одновр. с колонизацией края рус. при стр. соляных городков (Усолье - 1430) и получила интенсивное развитие с нач. XVIII в. - времени горноз-дского освоения У.В качестве арх. первых ур. з-дов выступали т.н. плотинные мастера, решавшие задачу создания напора воды для вододействующей технологии произв. и обработки металла. Гидротехн. комплексы ур. з-дов XVIII в. были не только самыми мощными и совершенными для своего времени, но и определили градоформирующую основу первых пром. пос. (гидротехничекие сооружения). Как правило, пром. и жил. здания вплоть до конца XVIII в. выполнялись в дереве и до наст. времени не сохр. Исключение составили плотины з-дских прудов - самые ранние пам. пром. арх. У. Из произв. зданий - это Невьянская наклонная башня (1725), соединившая в себе функции з-дской лаб., раб. кабинета А. Демидова, сторожевой башни и колокольни. Сохранились также провиантские склады (сер. XVIII в.) в Нижнем Тагиле, выполненные в камне. Арх. этих зданий носит черты рус. барокко и во мн. заимствована из арх. кремлей и мон. XVII в. В большей мере этот период ценен формированием принципов пром. градостроительства, поскольку большинство ур. з-дов послужило основой первых пром. г. З-д являлся ц. ядром пос., предзаводские пл. - адм. и торг. ц., связывающим з-д с жил. кварталами.Среди з-дов У. выделяется Екат. (1723), к-рый в отличие от остальных планировался как пром. г. - военно-адм., культ. и торг. ц. горнозаводского У. Он органично соединял в себе черты з-да и регулярной крепости с посадом в лучших традициях европ. фортификационного иск-ва. Екат. можно считать первым пром. г. в истории градостр. иск-ва. Основателем его являлись В.Н.Татищев и В.И. де Геннин, соединившие здесь воедино свои знания европ. градостр. и крупного пром. произв.Как обл. проф. деятельности П.А. сложилась в нач. XIX в., когда на У. сформировался корпус арх. горного ведомства - выпускников Петерб. акад. художеств. Особенно плодотворным этапом деятельности специалистов П.А. на У. являлась первая пол. XIX в., когда з-ды перестраивались в камне на осн. последних достижений архитектурного творчества и стр. В пром. стр. были привлечены формы арх. в стиле рус. классицизма и принципы гармонии, ансамблевости, комфортности и рациональности, созданы новые типы произв., жил. и гражд. зданий. Разрабатывались ген. планы г. и з-дских. пос., определившие их раз- витие вплоть до первой пол. XX в. Сложились ц. произв.-селитебные ансамбли, состоявшие из зданий произв. назначения, церквей, контор, усадеб управляющих и владельцев з-дов, магазинов, госпиталей, школ, образцовых жил. построек для раб. Окончательно сформировался новый для градостр. культуры тип пром. г., получивший позже шир. распространение в мир. практике. Осн. проф. принципы, выработанные на У., легли в осн. сов. градостроительства.Наиб. выдающимися зодчими П.А. У. первой пол. XIX в. являются И.И. Свиязев, М.П. Малахов, С.Е. Дудин, И.М. Подъячев, А.П. Чеботарев, А.В. Комаров, Ф.А. Тележников, В.Н. Петенкин. Горноз-дские ансамбли У. первой пол. XIX в. до сих пор формируют ц. большинства гор. и ч. нас. мест. У. Нек-рые из них были искажены поздними наслоениями, однако до сих пор составляют предмет своеобразия и культ. значимости арх. У.Среди них высокой арх. ценностью отличаются ансамбли Екат., Верх-Исетского, Невьянского, Нижне-Тагильского, Верх-Нейвинского, Билимбаевского, Кыштымского, Каслинского, Златоустовского, Алапаевского, Артинского, Нижне-Сысертского, Ижевского, Воткинского, Каменского з-дов. Остальные либо полностью перестроены в более поздние периоды, либо сохранились фрагментарно.В этот период нач. складываться науч. основы П.А. Большую роль сыграли первые науч. тр. ур. арх. И.И.Свиязева, обобщившего опыт формирования новых типов произв. зданий. Во второй пол. XIX в. в П.А. приходят выпускники С.-Петерб. ин-та гражд. инженеров, а также горные инженеры. Нац.-романтические поиски гражд. арх. слабо прививаются в П.А., вступая в противоречие с конструктивной сущностью произв. зданий. Сфера П.А. становится на У. колыбелью нового стиля "модерн". Ряд з-дов У., полностью перестроенные в конце XIX - нач. XX в., демонстрируют возможности новой архитектуры: Баранчинский, Кушвинский, Саткинский, Пашийский. Среди них особ. выделяется Баранчинский электротехн. з-д, реконструированный в гг. первой мир. войны в связи с эвакуацией туда з-да "Вольта".В 1920-30-е создание гигантов индустрии сопровождалось орг-цией на гос. началах проектного дела и формированием сов. школы проектировщиков. Закладывались осн. р-ной планировки индустриальных ц., над к-рыми в ин-те "Промстройпроект" работали арх. В. А. Мыслин, А.Э. Зильберт, В.П. Надеждин, С.Н. Щербаков, В.С. Бурдунин, В.Е. Дементьев, Н.П. Жуков и др. Отличительной особенностью пром. р-нов У., создававшихся на базе черной металлургии, становится кооперация мет. з-дов с предприятиями тяжелого машиностр. Стр. новых крупных з-дов осуществлялось комплексно в виде крупных пром. селитебных образований, получивших назв. "соцгород". Соцгорода вовзводятся как в сложившихся ранее пром. г. (УЗТМ, НТМК, УВЗ, ЧМЗ), так и на новом месте (Магнитогрск). Последний имел особое значение для развития П.А. У., поскольку служил творческой лаб. и местом отработки типовых технологических схем крупных мет. цехов. Над их созданием трудились видные сов. арх.: В.Д. Соколов, В. Л. Гофман, А.И. Лубнин. Данные типовые схемы шир. использовались позже для стр. на др. мет. з-дах У. Шир. использование типового проектирования, большой круг технологов-разработчиков, принимавших участие в проектировании крупных пром. зданий, размывали арх. индивидуальность творческих решений. Это выхолащивало суть П.А., в значительной степени снижая ее эстетические достоинства.Вклад арх. этого периода заключался в формировании совр. принципов проектирования пром. предприятий: четкое экологическое зонирование пром. тер., взаимосвязь их с системами транспортного и культ.-бытового обслуживания, благоустройства и озеленения, создание сети адм.-бытовых комплексов. Подобно старым ур. з-дам соцгорода рассматривались как единый пром.-селитебный ансамбль, где предз-дская пл. выполняет задачи адм., торг., культ. ц. соцгорода, функционально и композиционно связывая з-д с жил. кварталами. Ориентация сов. арх. на классическое наследие в 1930-50-е благотворно сказалась на ансамблевости решений соцгородов, однако в П.А. У. она не принесла выдающихся произв. Поиски сов. арх. школы в П.А. более продуктивны были в отношении функциональных, типологических и конструктивных решений, что легло в нормативную основу пром. отрасли арх. проектирования. Эти функции взяли на себя ц. гос. и проектные ин-ты Промстройпроект, Гипромез, Гипрохим и др. Ур. тер. отд. этих ин-тов строго придерживались данных нормативов, что в значительной степени сковывало инициативу зодчих.С нач. 1960-х П.А. переживает неблагоприятный этап своего развития в связи с жестким диктатом единого гос. заказчика и подрядчика (архитектура). Нормативное пром. проектирование не оставляло места арх., и только в стенах вузов удалось сохранить перспективные направления арх. творчества.Лит.: Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Свердловск, 1960; Вопросы градостроительства и архитектуры Урала. М., 1987; Барец М. Магнитогорье // Современная архитектура, 1930. № 1-2; Гофман В.Л. Фабрично-заводская архитектура. Ч. 1. Л., 1931; Развитие промышленной архитектуры Урала. М., 1989; Вопросы промышленного градостроительства. Екатеринбург, 1992; Лотарева Р.М. Города-заводы России. Екатеринбург, 1993.Стариков А.А.
Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В. В. Алексеев. 2000.