Савромато-сарматский звериный стиль

Савромато-сарматский звериный стиль
   поволжско-ур. вариант скифо-сибирского звериного стиля, распростаненного в степях Евразии в ран. жел. в. С.С.З.С. представлен набором строго определенных образов животных (хищных птиц, травоядных, хищных и фантастических животных), изображенных в канонизированных позах и композициях: стоящее травоядное, олень с рогами, закинутыми за спину и подогнутыми ногами, свернувшийся в кольцо хищник, сцены терзания хищником травоядного или др. хищника. С помощью разл. худ. приемов (утрирование размеров, орнамент, цветные вставки из камней) подчеркивались определенные ч. тела: рога, глаза, уши, копыта - у травоядных животных; пасти, клювы, глаза, уши, когти - у хищников. Выполненные из золота и бронзы украшения одежды, оружия, конской сбруи и переносные жертвенные столики найдены гл. обр. в погребениях. Гипотезы происхождения С.С.З.С. сводятся к двум направлениям: в осн. стиля лежат заимствования в культурах Передней Азии (Мидия, Иран), впоследствии переработанные в скифской среде; С.С.З.С. образовался в результате эволюции образных форм местных культур переходного времени от эпохи бронзы к эпохе железа.
   Д.С.Раевский, проанализировав звериный стиль причерноморского круга пам. VII-VI вв. до н.э., пришел к выводу о том, что в нем отражена модель мира скифской культуры. Индивидуальные и многофигурные композиции в своей совокупности представляли трехчленное строение мира по схеме: верхний мир - птицы; ср. мир - копытные (олень, лось, козел); нижний мир - хищные звери (пантера, лев, тигр), змея, грифоны. К нижней зоне космологической модели - зоне смерти - относятся и сцены терзания.
   Савромато-сарматская модель мира в своей схеме совпадает со скифской. Специфика ее состоит в местном происхождении не только ведущих образов ср. мира (наряду с оленем верблюд, сайгак и архар), но и нижнего (волк) (Филипповские курганы). С.С.З.С. оказал определенное воздействие на формирование перм. звериного стиля в ананьинской культуре Прикамья.
   В эпоху Великого переселения народов практически на всей степной тер. Евразии скифо-сибирский звериный стиль был замещен т.н. полихромным геометрическим стилем.
   Лит.: Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. М., 1985; Пшеничнюк А.Х. Раскопки Царского кургана на Южном Урале. Уфа, 1989; Королькова Е.Ф. Образы верблюдов и их развитие в искусстве ранних кочевников // Археологические памятники Оренбуржья. Оренбург, 1998.
   Викторова В.Д., Федорова Н.В.

Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. . 2000.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Савромато-сарматский звериный стиль" в других словарях:

  • Звериный стиль —    см.: Пермский звериный стиль, Савромато сарматский звериный стиль …   Уральская историческая энциклопедия

  • Филипповский курганный могильник —    пам. раннего жел. в. степного Приуралья. Оренб. обл., Илекский р н, междуречье рр. У. и Илека. Могильник состоял из 25 земляных курганов разл. размеров, разбросанных по степи на пл. ок. 10 кв.км. К числу курганов, к рые можно трактовать как… …   Уральская историческая энциклопедия

  • Сарматы —         общее название ираноязычных племён, обитавших с VII в. до н. э. в степях Северного Причерноморья, на Северном Кавказе, в Поволжье и Южном Приуралье. Ранние племена сарматов так называемые. савроматы кочевали между pp. Дон и Тобол. Позже,… …   Художественная энциклопедия

  • Искусство изобразительное и декоративно-прикладное —    Древнейшие из обнаруженных на тер. У. пам. изобр. иск ва наскальные рис., металлическая пластика относятся к периоду первобытно общинного строя: от верхнего палеолита до жел. в. (наскальные изобр., савромато сарматский звериный стиль, перм.… …   Уральская историческая энциклопедия

  • Прохоровская (Раннесарматская) культура —    археол. культура степей Евразии IV II вв. до н.э., получила свое название от курганов у с. Прохоровка Шарлыкского р на Оренб. обл., раскопанных С.И. Руденко. М.И.Ростовцев датировал их IV III вв. до н.э. и связал с вост. соседями скифов… …   Уральская историческая энциклопедия

  • Алтен-Тау — (Алтентау, Алтын Тау)    городище, археол. пам., укрепленное пос. раннего железного века, фиксирующее постепенную трансформацию ананьинской культуры в Ср. Прикамье в гляденовскую. Окрестности г. Перми, дер. Баш Култаево. Городище одноплощадочное …   Уральская историческая энциклопедия

  • Гремячинское —    пос. и святилище раннего жел. в., археол. пам. Пермская обл., Осинский р н. Расположено в 300 м юж. дер. Гремячиха, на пр. берегу р. Тулвы лев. притока р. Камы. Открыто в 1956 Ю.А.Поляковым. Занимает ровную площадку сев. конца высокого (16 18… …   Уральская историческая энциклопедия

  • Культовое литье —    см.: Перм. звериный стиль, Савромато сарматский звериный стиль …   Уральская историческая энциклопедия

  • Железный век — (Железа эпоха)    третья и последняя стадия по археол. периодизации эпохи в развитии человечества, начавшаяся с распространения металлургии железа, массового изготовления жел. орудий труда и оружия. Сменила бронз. в. (эпоху бронзы). В эту эпоху… …   Уральская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»