Северо-Екатерининский канал это:

Северо-Екатерининский канал
   гидротехнич. система, соединявшая в посл. четв. XVIII - 30-х гг. XIX вв. сквозным водным путем бассейны Волги и Сев.Двины. Проложен между сходящимися в р-не болотистой низины Гуменцо (на границе Вологодской и Перм. губ.) истоками рр. Сев. (Зырянская) Кельтма (басс. р.Вычегды) и Юж. Кельтма (басс. Камы). Протяженность собственно С.-Е.к. - более 16 верст; улучшенного водного пути от Камы до Вычегды - 337 верст. Идея устройства С.-Е.к. приписывается В.Н.Татищеву (1721), опиравшемуся на наблюдения пленных шведских офицеров относительно возможности сквозного провода грузовых судов через Гуменцо в период весеннего половодья. В доношении В.И. де Геннина Петру I (нояб. 1724) приводятся первые сведения о геодезич. обследовании местности между рр. Сев. и Юж.Кельтма ("геодезиста Молчанова") и о значении проектируемого водного пути для вывоза продукции ур.-сиб. з-дов через Архангельский порт в Зап.Европу, а также для обеспечения водного торг. пути между Белым ("Северным") и Каспийским морями.
   Работы по устройству шлюзов С.-Е.к. и расчистке русла рр. начаты по указу Екатерины II под рук-вом ярослав. и вологод. ген.-губернатора А.П.Мельгунова в 1785 и велись с большими перерывами в теч. 36 лет: в 1785-1787 (прерваны в 1788 из-за дефицита средств в связи с рус.-турецкой войной 1787-1791), в 1803-1809, в т.ч. с 1805 под рук-вом перм. и вятского ген.-губернатора К.Ф.Модераха (прерваны в связи с наполеоновскими войнами) и в 1816-1822. Открытый в 1822 для плавания судов грузоподъемностью 6-8 тыс. пуд., С.-Е.к. в осн. приобрел местное значение, обеспечивая товарообмен между Усть-Сысольским у. Вологод. губ. и Чердынским и Соликамским уу. Перм. губ. Официально закрыт в 1838 в связи с утратой экономич. значения (по причине относительного упадка роли Архангельска в экспортно-импортных операциях и хлебном вывозе России) и технич. изношенностью. Недостатки в технич. оснащении и эксплуатации С.-Е.к. связывались спец-тами (Н.Н.Попов) с несовершенством гидротехнич. проекта (отсутствие шлюзования всего течения рр. Сев. и Юж.Кельтма, а также искусств. питания канала).
   В 1885 по заданию Чердынского уезд. земства заброшенная трасса С.-Е.к. была обследована статистиком-лесоводом Калашниковым в связи с проектами устройства водного торг. пути между Сибирью и Европ. Севером, альтернативного сухопутному Сибиряковскому тракту. По рез-там обследования восстановление канала было признано затратным и не оправданным "насущными интересами государства". К аналогичному мнению пришел в 1890, после экспедиции на трассу С.-Е.к., изв. рус. географ Ю.М.Шокальский. Эпизодически С.-Е.к. эксплуатировался вплоть до нач. XX в. в весенний и осенний периоды зырянскими торговцами для перевозки на мелкосидящих судах (дощаники грузоподъемностью до 200 пуд.) муки, соли, мануфактуры. В 1910-х вопрос о восстановлении и переустройстве С.-Е.к. для вывоза сибир. хлеба через Архангельск изучался М-вом путей сообщения России и рассматривался в связи с возможностью прокладки сев. ответвления проектируемой через Ср.Урал Волжско-Сибирской водной магистрали. В это же время С.-Е.к. рассматривался и как возможный маршрут транспортировки ухтинской нефти в Прикамье. Восстановление С.-Е.к. предусматривалось Управлением внутр. водных путей и шоссейных дорог М-ва путей сообщения России в плане работ на 1918-1924 (опубл. в февр. 1917) в связи с проектами стр. Каспийско-Балтийско-Беломорской магистрали.
   Лит.: Чупин Н.К. Географический статистический словарь Пермской губернии. Т. I. Пермь, 1873. С. 410-418; Известия Императорского Русского Географического Общества. Т. XXVII. 1891. Вып. IV. С.Пб., 1891. С. 318-319; Герасимов Н. Проект трансуральского (Кама-Тобольского) пути // Русское судоходство. 1911. № 11. С. 20-35; Кривощеков И.Я. Словарь географическо-статистический Чердынского уезда Пермской губернии... Пермь, 1914. С. 334-335, 702-704; Беляков А.А. Внутренние водные пути России в правительственной политике конца XIX-начала XX века // Отечественная история. 1995. № 2. С. 154-165.
   Зубков К.И.

Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. . 2000.

Смотреть что такое "Северо-Екатерининский канал" в других словарях:

  • Северо-Екатерининский канал — Координаты: 61°03′08″ с. ш. 55°05′33″ в. д. / 61.052222° с. ш. 55.0925° в. д.  …   Википедия

  • Северо-Екатерининский канал — на границе Усть Сысольского у. Вологодской губ. и Чердынского у. Пермской губ., соединял бассейны Сев. Двины и Камы. Начат постройкой в 1785 г., окончен в 1822 г., закрыт в 1838 г. вследствие малого судоходства. Имел 16 вер. 322 саж. длины и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Канал Печора — Кама Расположение Страна …   Википедия

  • канал Грибоедова —       Канал Грибоедова вытекает из Мойки и впадает в Фонтанку. До второй половины XVIII века на его месте была Глухая речка, вытекавшая из болота в районе современного Казанского собора. Название известно с 1735 года. Существовали еще два… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Список каналов России — В данном списке приведены каналы, находящиеся на территории России. Содержание 1 Европейская часть России 1.1 Бывшие каналы 1.2 Де …   Википедия

  • Северная Кельтма — Характеристика Длина 155 км Площадь бассейна 7960 км² Бассейн Белое море Бассейн рек Вычегда → Северная Двина В …   Википедия

  • Northern Ekaterininsky Canal — ( ru. Cеверо Екатерининский канал, Severo Yekaterininsky Kanal ), or Catherine s Canal is an abandoned canal in the Komi Republic and Perm Oblast in northern Russia, connecting the basin of the Northern Dvina with that of the Kama, a tributary of …   Wikipedia

  • Northern Catherine Canal — Northern Ekaterininsky Canal (Russian: Cеверо Екатерининский канал, Severo Yekaterininsky Kanal), or Catherine s Canal is an abandoned canal in the Komi Republic and Perm Oblast in northern Russia, connecting the basin of the Northern Dvina with… …   Wikipedia

  • Кама приток Волги — (у татар Ак Идель Белая река) главный приток Волги, одна из значительнейших рек Европейской России, берет начало в сев. части Вятской губ., в Глазовском у., на плоской болотистой возвышенности, лежащей близ дер. Картушиной, на высоте 910 фт. над… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Кама, приток Волги — (у татар Ак Идель Белая река) главный приток Волги, одна из значительнейших рек Европейской России, берет начало в сев. части Вятской губ., в Глазовском у., на плоской болотистой возвышенности, лежащей близ дер. Картушиной, на высоте 910 фт. над… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»