- Скоморохи
- появились на У. вместе с переселенцами. Перм. писцовые книги XVII в. содержат скоморошьи имена и прозвища типа: Васька Михайлов сын Гудощик, Андрюшка Дуда. До нас дошла "Память" верхотурского воеводы Рафа Всеволожского приказчику Ирбитской слободы Григорию Барыбину, к-рая повторяла царский указ 1648. Указ предписывал скоморохов изгонять, а их гудки, гусли, домры, хари ломать и жечь. К XVIII в. из деятельности ско-морохов уходит выполнение обрядовых функций, они становятся преим. инструменталистами, кукольниками, вожакам "ученых" животных, балаганными зазывалами. С. привнесли в нар. культуру У. традиции своего музыкального иск-ва, о чем свидетельствует гудошный промысел в Приуралье. В среде ур. старообрядцев в XVIII в. сохранялась традиция скоморошьих шумовых "оркестров". Гудошничество было превнесено рус. в культуру зюдзинских к.-п., у к-рых появился гудок с волосяными струнами, - си-гудэк. Скоморошье иск-во ощутимо в тематике, сюжетике, жанровом строе ур. нар. сказок, пословиц, игр, плясовых, шуточных песен. С нар. точки зрения, С. и их иск-во обладают очень высокой ценностью, а сам С. всегда предстает как умный и сноровистый, добрый и неунывающий рус. парень.Лит.: Белкин А.А. Русские скоморохи. М., 1975; Морозов А.А. К вопросу об исторической роли и значении скоморохов // Русский фольклор. Л., 1976. Т. XVI; Власова З.И. Следы творчества скоморохов в традиционном песенном фольклоре // Русская литература. Л., 1965. № 2; Шемякина Е.П. Фигура скомороха в русском фольклоре Удмуртии // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1982.Блажес В.В.
Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В. В. Алексеев. 2000.