Тарасовские селища и могильник это:

Тарасовские селища и могильник
   археол. пам. Удм. респ. Сарапульский р-н, с. Тарасово, пр. берег р. Камы. Могильник бескурганный, открыт Н.Л.Решетни ковым. Иссл. Р.Д.Голдиной. Вокруг могильника обнаружено более 10 селищ ананьинско-пьяноборского времени (ананьинская культура, пьяноборская культура (общность)), могильник располагается на селище IV-III вв. до н.э, датируется II-VI вв. н.э. Пам. расположен в 1 км к Ю.-В. от с. Тарасово на относительно ровном мысу коренного берега р. Камы. Изучено 1780 могил. Погребения прорезают культ. слой селища, мощн. до 60 см. В слое собраны фрагменты глиняной посуды ананьинско-пьяноборского типа, жел. ножи, обломки льячек и тиглей, бронз. наконечники стрел, костяные наконечники стрел и острог, др. вещи. Могильные ямы расположены рядами, вытянутыми с В. на З., реже -с С. на Ю. Форма ям в плане прямоугольная, для ч. детских захоронений характерна овальная форма. Преобладают размеры 180-230_50-80 см, хотя для коллективных захоронений эти параметры значительно больше (до 355_138 см), а для младенческих и детских - меньше (до 75_35 см). Глубина погребений незначительна (50-60 см), лишь более поздние погребения имеют глубину до 1 м и более. Почти в 200 случаях удалось зафиксировать наличие погребальных деревянных конструкций, к-рые чаще сохранились в более поздних могилах. Нек-рое предпочтение отдавалось конструкциям типа ящика, где, помимо верхнего и нижнего перекрытий, фиксируются продольные и неск. реже -поперечные плахи. Использовались также колоды, иногда верхнее перекрытие обуглено. Осн. масса погребений одиночная, 28 парных и 24 коллективных (до 8 ум.). Костяки располагались вытянуто на спине, руки нередко уложены на таз. Преобладала сев.-вост. ориентация умерших, реже - вост. и сев. В погребальном инвентаре преобладают бронз. украшения, представленные гривнами, височными и нагрудными подвесками, пронизями, обувными застежками, поясной гарнитурой. Предметы быта встречаются крайне редко. Неск. чаще в погребениях находится оружие - костяные наконечники стрел, железные наконечники копий, топоры, мечи. Селище относится к ананьинской культуре, могильник - к чегандинскому варианту пьяноборской общности.
   Голдина Р.Д.

Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. . 2000.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»