- Церковное зодчество
- зародилось на У. при христианизации Верхнего Прикамья в XV в. Длительное время сооружались почти исключительно деревянные храмы, преобладающим типом к-рых был клетский (церковь с. Янидор Чердынского р-на, 1707). Уникальна деревянная церковь в с. Пянтег того же р-на (XVII в.), рубленая шестериком и сходная по облику с крепостной башней. Первые каменные храмы своеобразно сочетают композиционные заимствования из моск. и ярославского зодчества сер. XVII в. с деталями, навеянными местными деревянными постройками (Троицкий Собор в Соликамске, 1684-1697); характерно богатое убранство фасадов, вкл. квадратно-ромбический орнамент -"жучок" (Богоявленская церковь, там же, 1687-1695). Оригинальную переработку получают проникшие на рубеже XVIII в. мотивы "моск." ("нарышкинского") барокко. На У. для него характерны трехчастное построение объемов, в т.ч. в двухэтажном варианте, "крещатое" (по сторонам света) пятиглавие, акцентировка углов ордером, наличники со спиралевидными и волютообразными завершениями (соборы Троицкий в Верхотурье, 1703-1710; Спасо-Преображенский в Усолье, 1724-1731). Указанные черты в осн. сохраняются и получают дальнейшее развитие в сер. и второй пол. XVIII в. (т.н. "походяшинские" храмы: Введенский собор в Карпинске, 1767-1776; Петропавловская церковь в Североуральске). Вместе с тем строятся отд. церкви в духе столичной барочной архитектуры петровского (Кафедральный собор в Екат., 1771-1795, не сохранился) или елизаветинского (Входо-Иерусалимская церковь в Нижнем Тагиле, 1764-1776, не сохранилась) времени; встречается объединение приемов сибирского и ур. барокко (девятиглавая Спасо-Преображенская церковь в с. Нижняя Синячиха Алапаевского р-на, 1794-1823). После переходного от барокко к классицизму этапа (Никольская церковь в с. Быньги Невьянского р-на, 1789-1797) утверждаются зрелые классицистические формы. Типичны крестообразные или кубические храмовые объемы, венчаемые одним либо пятью куполами и украшенные колонными портиками (Никольская церковь в Усолье, 1813-1820, арх. А.Н.Воронихин; Александро-Невский собор в Ижевске, 1820-1823, арх. А.Д.Захаров и С.Е.Дудин; Александро-Невский собор Ново-Тихвинского мон. в Екат., 1814-1852, арх. М.П.Малахов и др). Изв. также храмы-ротонды (Новокладбищенская церковь в Перми, 1832, арх. И.И.Свиязев). С вытеснением классицизма эклектикой в сер. XIX в. распространяется т.н. рус.-византийский стиль с присущими ему крупными луковичными главами, килевидными закомарами и порталами (Вознесенская церковь в Каслях, 1852; Христорождественский собор в Кыштыме, 1857, арх. Э.Х.Сорториус). В конце XIX - нач. XX в. наблюдается смешение романского и византийского стилей (Крестовоздвиженский собор Николаевского мон. в Верхотурье, 1905-1913, арх. А.Г.Турчевич), но наиб. популярностью пользуется "псевдорусский" стиль, своим измельченным кирпичным декором подражавший "узорочью" древнерусских построек (Феодосиевская церковь в Перми, 1910, арх. А.И.Ожегов; Никольская в Кунгуре, 1917 и мн. др.). Влияние данного стиля отразилось и на арх. мечетей, но при соблюдении исламских канонов (мечеть в Перми, 1902, арх.А.И.Ожегов). В 1920-80-е церковное стр. на У. не велось. В совр. церковном стр. предпочтение отдается традиционным формам.Лит.: Памятники истории и культуры Пермской области. Пермь, 1976; Каптиков А.Ю. Каменное зодчество русского Севера, Вятки, Урала XVIII в. Свердловск, 1990; Раскин А.М. Архитектура классицизма на Урале. Свердловск, 1989.Каптиков А.Ю.
Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В. В. Алексеев. 2000.