Черепановы

Черепановы
   Ефим Алексеевич (1774 - 15.06.1842) и Мирон Ефимович (1803 - 05.10.1849)
   крепостные механики-изобретатели, работали на Нижне-Тагильских з-дах, происходили из приписных крест. Выйского з-да. Е.Ч. начал з-дскую службу "меховым мастером", специалистом по воздуходувным устройствам (1790-е), затем плотинным учеником (1806) и плотинным мастером Выйского з-да (1807). В 1798-1801 командирован на новый Линдоловский з-д Д.П.Салтыковой в Выборге в числе др. наиб. искусных тагильских мастеров. В 1812 Е.Ч. устроил катальные машины в казенном Нижне-Туринском з-де. В 1815 Е.Ч. построил на Меднорудянском руднике конную металлическую водоподъемную машину. М.Ч. был принят на Выйский з-д писцом (1815), затем пом. механика Е.Ч. по стр. ч. (1819), а с 1825 - плотинным. В 1810-х Е.Ч. организовал Выйское мех. заведение, где произв. механизмы и паровые машины для з-дов окр. и по заказам др. предприятий. В 1820 построил паровой двигатель для действия токарных станков Выйского мех. заведения. В 1821 командирован в Англию для выяснения причин падения сбыта демидовского железа за границей, в 1822 назначен гл. механиком Нижне-Тагильских з-дов. Он построил универсальную паровую машину в 4 л.с. (1824), успешно действовавшую при мукомольной мельнице, затем в мех. заведении и при платиновом прииске. Для изучения водоподъемных машин Е. и М.Ч. были командированы в Швецию (1825). В 1827 М.Ч. работал в лаб. Горного кадетского корпуса в Петерб., изучал разл. отрасли произв., в т.ч. добычу платины. В 1827-1832 М.Ч. построил усовершенствованную золотопром. машину и паровую машину мощн. в 30-40 л.с. для Кыштымского з-да Расторгуевых. Аналогичные машины были созданы для откачки воды из Меднорудянского рудника. За иск-во в стр. паровых машин Е.Ч. был награжден медалью и получил "вольную"(1833). В том же г. М.Ч. командирован в Англию для изучения разл. отраслей мет. произв., где познакомился с рельсовым транспортом, по возвращении назначен вторым механиком Нижне-Тагильских з-дов и преподавал в Выйском з-дском уч-ще. В 1834 Ч. закончили стр. первого в России паровоза (грузоподъемность 3,3 т, скорость 13-16 км/ч, вес 2,4 т). В 1835 был построен второй паровоз (грузоподъемность 16 т). За стр. чугунной дороги с паровой тягой длиной 854 м М.Ч. получил "вольную" (1836). Ч. строили паровые машины, работавшие на "теряющемся жаре" медеплавильных печей, паровые машины для добычи золота и платины и парового отопления. В 1839 управляющий Ф.И.Швецов и М.Ч. представили проект стр. пароходов для буксировки судов из Перми по рр. Каме и Волге. Ч. внесли большой вклад в развитие техники, отечественного машиностр. и рус. ж/д транспорта.
   Лит.: Известие о сухопутном пароходе, устроенном в Уральских заводах в 1833 г. // Горный журнал, 1835. Ч.III. Кн.V; Виргинский В.С. Черепановы. Свердловск, 1987; Козлов А.Г. Творцы науки и техники на Урале XVII - начала XX в. Свердловск, 1981.
   Смирнова Т.В.

Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. . 2000.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Черепановы" в других словарях:

  • ЧЕРЕПАНОВЫ — ЧЕРЕПАНОВЫ, изобретатели, крепостные заводчиков Демидовых: отец Ефим Алексеевич (1774 1842) и сын Мирон Ефимович (1803 49). Построили первый в России паровоз (1833 34) и железную дорогу дл. 3,5 км. Источник: Энциклопедия Отечество Ефим Алексеевич …   Русская история

  • ЧЕРЕПАНОВЫ — ЧЕРЕПАНОВЫ, изобретатели, крепостные заводчиков Демидовых: отец Ефим Алексеевич (1774 1842) и сын Мирон Ефимович (1803 49). Построили первый в России паровоз (1833 34) и железную дорогу длиной 3,5 км …   Современная энциклопедия

  • ЧЕРЕПАНОВЫ — российские изобретатели, крепостные заводчиков Демидовых: отец Ефим Алексеевич (1774 1842) и сын Мирон Ефимович (1803 49). Построили первый в России паровоз (1833 34) и железную дорогу длиной 3,5 км …   Большой Энциклопедический словарь

  • Черепановы —         Eфим Aлексеевич и Mирон Eфимович отец и сын, pyc. механики машиностроители, внёсшие значит. вклад в развитие горно металлургич. произ ва. Eфим Ч. начал службу меховым мастером , был командирован на Oлонецие з ды для налаживания… …   Геологическая энциклопедия

  • Черепановы — ЧЕРЕПАНОВЫ, изобретатели, крепостные заводчиков Демидовых: отец Ефим Алексеевич (1774 1842) и сын Мирон Ефимович (1803 49). Построили первый в России паровоз (1833 34) и железную дорогу длиной 3,5 км.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Черепановы — изобретатели, крепостные заводчиков Демидовых: отец Ефим Алексеевич (1774 1842) и сын Мирон Ефимович (1803 1849). Построили первый в России паровоз (1833 34) и железную дорогу длиной 3,5 км. * * * ЧЕРЕПАНОВЫ ЧЕРЕПАНОВЫ, российские изобретатели,… …   Энциклопедический словарь

  • Черепановы — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Черепанов. Ефим Алексеевич (1774 1842) и Мирон Ефимович (1803 1849) Черепановы, русские изобретатели и промышленные инженеры, отец и сын. Они были из крепостных Демидовых … …   Википедия

  • Черепановы — Ефим Алексеевич (1774–1842) и Мирон Ефимович (1803–1849), отец и сын, российские механики изобретатели. М. Е. Черепанов Е. А. Черепанов Крепостные уральских горнозаводчиков Демидовых, получившие вольную за изобретательскую деятельность. В 1833 34 …   Энциклопедия техники

  • ЧЕРЕПАНОВЫ — Ефим Алексеевич (1774 15.VI.1842) и Мирон Ефимович (1803 5.X.1849) отец и сын, русские механики и изобретатели; крепостные заводчиков Демидовых. Ефим Ч. с 1822 гл. механик всех нижнетагильских з дов. Оба Ч. бывали за границей (в Англии и Швеции) …   Советская историческая энциклопедия

  • Черепановы Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович — Черепановы Ефим Алексеевич [1774, Выйский завод, ‒ 15(27).6.1842, Нижний Тагил] и Мирон Ефимович [1803, Выйский завод, ‒ 5(17).10.1849, Нижний Тагил], русские машиностроители, отец и сын. Крепостные заводчиков Демидовых. Ефим Ч. и его жена… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»