Ватка и калмез

Ватка и калмез
   две крупные тер. (земляческие) группы удмуртов, очевидно происходящие от древних племенных объединений. Ко второй пол. XX в. представления о В. и К. сохранились лишь у отд. групп сев. удмуртов. Осн. ч. В. была расселена в басс. р. Чепцы (лев. приток Вятки) и подразделялась на улланьес ("нижних", живущих ниже по течению Чепцы) и вылланьес ("верхних"). Однако еще в первой пол. II тыс. н.э. тер. расселения В. была значительно шире и охватывала верхнее и ср. течение р. Вятки, о чем свидетельствуют удм. предания и рус. ист. документы. Ок. XVIII в. нач. вытеснение В. с р. Вятки на р. Чепцу рус. переселенцами.
   Удмурты объединения К. были расселены гл. обр. по р. Кильмези (лев. приток р. Вятки) и ее притокам Лобани, Лумпуни, Вале и др. До нач. II тыс. н.э. предки К. расселялись значительно шире и дальше к З., достигая правобережья р. Вятки, откуда были вытеснены в первой пол. II тыс. н.э. марийскими племенами. Во взаимоотношениях В. и К. долгое время сохранялась антитеза "они - мы", к-рая ко второй пол. XX в. сохранилась лишь у удмуртов Унинского р-на Кировской обл., где проживают обе группы. Вплоть до XX в. В. и К. строго придерживались обычая эндогамии, браки между В. и К. не заключались. У В. и К. имелись различия в традиционной одежде, муз. традициях, календарных и семейных обрядах, они имели различных эпических героев. В яз. В. и К. были нек-рые фонетические и лексические различия, к-рые обыгрывались в удм. фольклоре. Однако отличия эти были незначительными и не препятствовали свободному общению между предст. разных групп.
   Лит.: Атаманов М.Г. Удмуртская ономастика. Ижевск, 1988; Владыкин В.Е. К вопросу об этнических группах удмуртов // СЭ, 1970. № 3.
   Белых С.К.

Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. . 2000.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Смотреть что такое "Ватка и калмез" в других словарях:

  • Ватка и Калмез — Ватка и Калмез  две основные исторические территориальные группы удмуртов. В местной околонаучной литературе нередко фигурируют как «племена» древних удмуртов, что неверно. Конфликт Ватка и Калмез  один из сюжетов в удмуртском фольклоре …   Википедия

  • Калмез —    см.: Ватка и калмез …   Уральская историческая энциклопедия

  • Дондинские богатыри — (в варианте Н. Г. Первухина: Легенды о богатырях Дондинского круга)  группа удмуртских легенд, записанных во второй половине XIX века. Легенды впервые были изданы фольклористом Б. Г. Гавриловым (1880 год)[1], краеведами… …   Википедия

  • Алангасары — Алангасары, Зэрпалы  древние великаны в удмуртской мифологии. Персонажи сказок, где нередко показываются глуповатыми. Согласно преданию, когда то в удмуртские земли по реке поднялись люди великаны, а затем обратно ушли в свою страну, после… …   Википедия

  • Вумурт — (удм. Водяной человек), вукузё (удм. Хозяин воды)  водяной в удмуртской мифологии. Вумурт, естественно, ведал водной стихией, от него зависели разливы рек, сохранность плотин, мельниц, обеспечение водой. По внешности вумурты почти ничем не… …   Википедия

  • Инву — (удм. «Небесная влага»)  эпитет верховного божества в традиционных верованиях удмуртов. Слово Инву является эпитетом верховного божества, дарующего благоприятную для земледельческого труда погоду. Значение имени Инву прозрачно  оно… …   Википедия

  • Инмар — Инмар  верховное божество в удмуртской мифологии (или его эпитет), бог творец. После христианизации  название Бога Отца. Инмар  демиург, создатель всего хорошего, он противостоит Керемету (Луду, Шайтану). Родственен финскому… …   Википедия

  • Куазь — (Квазь)  одно из верховных божеств в традиционных верованиях удмуртов, связанное с погодой и атмосферными явлениями. Персонаж сказок («Любимец Квазя» и др.). Являлся подателем дождя. По мнению Н. Г. Первухина, Куазь  это… …   Википедия

  • Кылдысин — Кылдысин  одно из верховных божеств в традиционных верованиях удмуртов, связан с плодородием, Творец. Сокращённая форма имени  Кылчин. Содержание 1 Мифы 2 Этимология имени 3 Примечания …   Википедия

  • Лудмурт — (удм. Луговик, Полевик)  в удмуртской мифологии существо, отвечающее за луга и поля. Лудмурт представлялся в виде маленького человечка, ростом не выше ребёнка, одетого в белое. Он охранял животных, следил за посевами. Такая двойственность… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»