- Домовая роспись
- вид рус. нар. иск-ва. Получил распространение на У. в XIX - первой пол. XX в. Существовали два центра Д.Р.: Вятский (бывш. Костинская вол. Вятского у. и губ.) и Кармацкий (бывш. Гилево-Кармацкая и Успенская вол. Тюменского у. Тобольской губ.). Вятские мастера И.Малых, Я.Залешиков, И.Павлов и др., работая в Прикамье, создали стиль зап.-ур. Д.Р. со свойственными ему оранжево-желтыми фонами, трехъярусными деревьями и букетами с птицами, крупными цветами. Росписью покрывали печи, мебель, двери. Более 500 мастеров Кармацкого ц., в т.ч. династии Беловых, Кармацких, Корчагиных, Мальцевых, Пятых, Рябковых, Уткиных, Хохолиных и др. работали в "роскошном" стиле ур.-сибирской Д.Р. Ярким узором покрывали дом снаружи и внутри, а также утварь и орудия труда.В 1960-80-е на основе традиций ур.-сибирской Д.Р. в Туринске Свердл. обл. возникло произв. сувениров и худ. изделий из дерева. Произв. Д.Р. хранятся в муз.-заповедниках "Хохловка" (Перм. обл.), Нижняя Синячиха (Свердл. обл.), ПГХГ, ПОКМ, Березовском, Соликамском краеведческих муз.Лит.: Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом. Л., 1988; Каталог уральской народной росписи крестьянских домов и предметов быта в собрании Нижне-Синячихинского музея-заповедника / Вступительная статья И.Ф.Самойлова. Свердловск, 1988.Барадулин В.А.
Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В. В. Алексеев. 2000.