Железнодорожный транспорт это:

Железнодорожный транспорт
   стр. первых ж.д. на У. было обусловлено пром. переворотом, ростом пром., торговли, г., вовлечением региона в межрегиональные хоз. связи. Инициаторами создания новых транспортных путей стали крупнейшие предприниматели региона, к-рых активно поддерживало пр-во. В 1874 был утвержден устав об-ва Оренб. ж.д., силами и средствами к-рого к 1877 была построена ветка от Оренб. на З. до ст. Батраки (509 верст), впоследствии продленная до Самары. Также в 1874 был утвержден устав частного об-ва Ур. горноз-дской дороги, начавшей стр. ж.д. Пермь-Кушва-Нижний Тагил-Екат. (467 верст), к-рая была открыта в 1878 и получила название Горноз-дской ж.д.
   В 1879 работами того же об-ва она была продлена на 200 верст на С. до Луньевских копей. Позже Оренб. (в 1893) и Горноз-дская (в 1886) дороги перешли в собственность казны, и вплоть до 1911 все ж/д стр. на У. осуществлялось только за казенный счет.
   В 1885 Екат. был соединен ж.д. с Тюменью (309 верст), в 1888 эта линия и Горноз-дская дорога были объединены под единым управлением, и соединенной линии было присвоено наименование Ур. ж.д, к-рая связала Волжско-Камскую и Обь-Иртышскую речные системы и до конца ХIХ в. оставалась гл. транспортной магистралью между Сибирью и Ц. Россией.
   В 1888 казной было закончено стр. дороги от Уфы на З. до ст. Киннель (453 версты), где она соединялась с Оренб., в 1890 продлена на В. до Златоуста (229 верст) и до Челяб. (150 верст). В 1892 завершено стр. ж.д. Челяб. - Обь (1333 версты). Присоединенная к Самаро-Златоустовской, она стала ч. единой Транссибирской ж/д магистрали, принявшей на себя осн. партии рус.-сибирского транзита. В 1897 эти две дороги соединены линией Екат. - Челяб. (226 верст), а в 1899 с завершением стр. ветки Пермь - Котлас (812 верст) р-ны Ср. У. стали перекрестком крупнейших транспортных потоков империи.
   В 1900 на тер. ур. губ. было 2817 верст ж.д., общий грузооборот к-рых достигал 200 млн пуд. в г. В осн. это были металлы (ок. 120 млн пуд.), хлеб (62,5 млн пуд.), каменный уголь (12,1 млн пуд.), лес и лесные изделия (10 млн пуд.). Крупнейшими ст. региона были Челяб. (82,5 млн пуд. в год), Екат. (44,7 млн пуд.), Оренб. (14,9 млн пуд.), Уфа (10,8 млн пуд.), Пермь (7,7 млн пуд.).
   В нач. ХХ в. ж/д стр. продолжалось, особенно активно оно развернулось в 1911-14. Финансирование стр. от казны перешло в руки крупных российских коммерческих банков, к-рые шир. привлекали иностранные капиталы. Сибирский банк возглавлял синдикат по стр. Зап.-Ур. дороги, Рус.-Азиатский банк - Сев.-Вост.-Ур. ветки. В эти гг. построены линии Екат.-Тавда, Синара-Шадринск, Оренб.-Орск, Челяб.-Троицк. В 1909 сдана линия Екат.-Кунгур-Пермь, значительно сократившая расстояние по сравнению с Горнозаводской дорогой. За 1901-16 на У. было построено ок. 4 тыс. км ж.д, ряд крупных линий находились в стадии проектирования (Казань-Екат., Троицк-Орск, Обь-Ур.-Беломорская дорога).
   Ж/д стр. и перевозки оказали огромную поддержку ур. горнозаводской пром., тяжело переживавшей переход к рыночной экономике. Практически все стр. дорог осуществлялось местными материалами: рельсы, болты, трубы, шпалы изготавливались на Нижне-Тагильском, Ревдинском, Кушвинском, Нижне-Исетском и др. ур. з-дах. Развертывание стр. работ существенно ослабило проблему безработицы в горнозаводских окр. У. Ж.д. помогли начать перевод ур. металлургии на новые виды топлива (каменный уголь, кокс), что способствовало началу техн. реконструкции всей пром. Ж/д транспорт активизировал товарообмен региона, изделия ур. фабрично-з-дской пром. и с. х-ва вышли не только на общерос., но и на междунар. рынки и нач. завоевывать там уверенные позиции.
   После Окт. рев. в ходе гражд. войны ж/д транспорт на У. был основательно разрушен, большинство мостов взорвано. Восстановительные работы нач. с конца 1919 и завершились в 1926. К этому времени общая протяженность ж.д. на У. составила 6888 км, из них 5622 км были дорогами общего пользования, а 1236 км принадлежали пром. предприятиям.
   Новое ж/д стр. и реконструкция старых дорог в регионе развернулись в период индустриализации, когда резко возросли потребности в ж/д перевозках. В 1929 была построена ж/д линия Карталы - Магнитогорск (415 км) и Усоль - Соликамск (35 км). В гг. первой пятилетки также введены в строй ж/д магистрали Боровое - Актюбинск - Караганда (452 км) и Свердл. - Синарская -Курган, имевшие важное нар.-хоз. значение для стр. Урало-Кузбасса. Особую роль имели работы по укладке вторых путей по линии, соединяющей Магнитострой с Кузнецком. Быстрыми темпами рос внутриз-дской ж/д транспорт. В Магнитогорске он за г. первой пятилетки составил 241 км. Крупное ж/д стр. на У. развернулось в период второй пятилетки. В 1934 из состава Перм. выделилась Юж.-Ур. ж.д. В том же г. на дороге введен в эксплуатацию участок Кизел - Чусовая, а вся горнозаводская линия Свердл.-Чусовая была электрифицирована, что положило нач. электрификации ж/д транспорта. Техническая реконструкция осуществлена на линиях Свердл.- Балезино и Свердл.- Янаул, где были проложены вторые пути, постр. новые станции и депо в Свердл., Перми, Уфалее, Янауле. На Юж.-Ур. дороге вошли в строй линии Курган - Шадринск, Челяб.- Еманжелинск, проложены вторые пути на линиях Челяб. - Макушино, Еманжелинская- Магнитогорск, построены или реконструированы ст. и депо. Была осуществлена техн. реконструкция Самаро-Златоустовской ж.д. Дороги У., особенно Перм., вошли в число передовых в стране. В 1939 из Перм. была выделена в самостоятельную Свердл. ж.д.
   С началом ВОВ резко возросла напряженность в работе ж/д транспорта в связи с военными перевозками и эвакуацией предприятий на У. и в Сибирь, что потребовало расширения магистральных линий и стр. путей к новым з-дам. Были построены линии Гурьев - Кандагач -Орск, Орск - Домбаровка, Ижевск - Балезино, Ивдель - Полуночное и др. Вместе с тем к концу войны на ур. ж.д. в полном объеме обнажились трудности в их работе. Ок. трети рельсов имели срок службы больше 20 лет и требовали замены. Во мн. местах земляное полотно не соответствовало техн. требованиям, четверть мостов были деревянными и требовали замены, скорость движения по такому пути не превышала 25-30 км/ч. Парк паровозов был изношен. Дорогам не хватало квалифицированных кадров.
   В 1946-55 осн. направлениями развития Свердл. ж.д. стали электрификация линии Гороблагодатская- Надеждинская - Богословская, сооружение вторых путей, особенно на участке Свердл. - Кузино; усиление и постройка нового водоснабжения на ст. Баженово, Камышлов, Тюмень, Ялуторовск и др.; развитие деповских и экипировочных обустройств на ст. Свердл., Надеждинск, Полевской, Тюмень, Дружинино, Алапаевск и др.; замена локомотивов более мощными из серии ФД, ИС; проведение большого объема работ по ремонту пути и устройств СЦБ и связи. В 1953 Свердл. и Перм. дороги были объединены в одну Свердл.
   В 1955-65 проведена коренная техн. реконструкция Свердл. ж.-д. Большого размаха достигли работы по электрификации, внедрению прогрессивных видов тяги (электровозы и тепловозы). К концу 1965 была закончена реконструкция пути на гл. направлении. От Чепцы до Свердл. работала электрическая тяга, а от Свердл. до Называевской - тепловозная. Отд. участки Свердл. дороги стали составной ч. электрифицированных линий ж/д транспорта страны (Москва - Горький - Киров - Пермь - Свердл.). В 1970-80-е продолжалось новое ж/д стр. Наиб. крупной явилась постройка линии Тюмень - Тобольск - Сургут протяженностью ок. 700 км, введеной в эксплуатацию в 1978. На дорогах также продолжались реконструктивные работы: внедрялись средства автоматики и телемеханики, автоблокировка и диспетчерская централизация, менялось техн. оснащение депо, ст. К нач. 1990 протяженность электрифицированных участков достигла 2650 км, что составило более пол. эксплуатационной длины дороги. Высокие темпы электрификации позволили Свердл. дороге обеспечить электрической тягой в 1990 82% общего грузооборота. В 1990 эксплуатационная протяженность Свердл. ж.д. составила ок. 7200 км, из к-рых треть была двухпутной; более 5000 км оборудовано автоматической и ок. 2000 км полуавтоматической блокировкой, 900 км - диспетчерской централизацией, 91,5% стрелочных переводов управлялись электрической централизацией.
   В послевоенные гг. составной ч. ж/д транспорта У. оставалась Самаро-Златоустовская дорога. В 1949 из ее состава выделилась как самостоятельная Уфимская ж.д., в 1989 она была присоединена к Куйбышевской ж.д. На дороге проведены реконструкционные работы: построены новые мосты, электрифицированы гл. направления, паровозы заменены электровозами и тепловозами, проложены новые рельсы, построены новые вокзалы на ст. Присотово, Стерлитамак, Салават, Кумертау, Туймазы, Уфа, новые линии Аллагуват-Ермолаево, Уруссу-Карышово для вывоза угля из Кумертау и нефти из Туймазы. К нач. 1990 общая протяженность ж.д. У. составила более 8400 км, что позволило объединить пром. и с/х ц. Свердл., Перм., Челяб., Кург. и Оренб. обл., Башк. и Удм. Регион также стал крупным транспортным "перекрестком" страны, на к-ром транзитные перевозки в грузообороте составили более 40%. Удельный вес ж/д услуг в межрегиональных перевозках вырос в грузообороте до 73,2%.
   Лит.: Мильман Э.М. История первой железнодорожной магистрали Урала. Пермь, 1975; Свердловская магистраль. 1878-1990. Екатеринбург, 1994; Гаврилов Д.В. Транспорт горнозаводского Урала XVIII-начала ХХ вв.: прцесс модернизации и регионализации // Урал в прошлом и настоящем. Екатеринбург, 1998. Ч. 1.
   Алферова Е.Ю., Бакунин А.В., Иванов В.П., Крючков М.Т.

Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. . 2000.

Смотреть что такое "Железнодорожный транспорт" в других словарях:

  • железнодорожный транспорт — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN rail transport Transportation of goods and persons by railway. (Source: CEDa) [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] Тематики железнодорожный транспорт EN… …   Справочник технического переводчика

  • ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ — см. Транспорт …   Большой Энциклопедический словарь

  • железнодорожный транспорт — ▲ транспорт ↑ (двигаться) по, железная дорога поезд (#:скорый, курьрский, пассажирский, товарный). эшелон. состав. паровик. электропоезд пригородный железнодорожный транспорт. электричка (разг). дрезина. автодрезина. мотодрезина. автомотриса.… …   Идеографический словарь русского языка

  • ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ — в РФ один из видов транспорта общего пользования; находится в ведении РФ, представляет собой единый производственно технологический комплекс с входящими в него предприятиями и учреждениями производственного и социального назначения,… …   Юридический словарь

  • железнодорожный транспорт — Вид транспорта, занятый перевозкой пассажиров и грузов по железным дорогам …   Словарь по географии

  • Железнодорожный транспорт — (англ. rail (way) transport) в РФ один из видов транспорта общего пользования, находящийся в ведении РФ и являющийся единым производственно технологическим комплексом с входящими в него предприятиями и учреждениями производственного и социального …   Энциклопедия права

  • ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ — один из видов транспорта общего пользования; находится в ведении Российской Федерации, представляет собой единый производственно технологический комплекс с входящими в него предприятиями и учреждениями производственного и социального назначения,… …   Юридическая энциклопедия

  • Железнодорожный транспорт — У этого термина существуют и другие значения, см. Железнодорожный транспорт (значения). Ретро поезд на Great Central Railway во главе с паровозом GWR 5101 Железнодо …   Википедия

  • Железнодорожный транспорт — I Железнодорожный транспорт         вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги. Современный ж. д. транспорт результат длительного процесса развития сети… …   Большая советская энциклопедия

  • Железнодорожный транспорт — I Железнодорожный транспорт         вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги. Современный ж. д. транспорт результат длительного процесса развития сети… …   Большая советская энциклопедия

  • железнодорожный транспорт — см. в статье Транспорт. * * * ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ, грузовой и пассажирский транспорт, при котором перевозка осуществляется по рельсовым путям. К 2000 железнодорожным транспортом перевозится свыше 10 трлн. тонн… …   Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Железнодорожный транспорт» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»