Канинская пещера-святилище

Канинская пещера-святилище
(от мансийского "кан" - жертвенное место, святилище), функционировавшая с эпохи бронзы до XIII в. Расположена в Троицко-Печорском р-не респ. Коми, в верховьях Печоры недалеко от устья р. Б.Шайтановки. К.П. разработана в невысоком скальном выступе пр. берега Печоры. Входное отверстие шир. 7 и высотой до 3 м ориентировано на Ю.-В. Сухой и светлый входовый грот постепенно переходит в узкий и высокий внутр. ход. Общая протяженность пещеры - 63 м. Путешественник и фольклорист Н.Е.Онучков, посетивший К.П. в 1900, обнаружил в ней "до 70 черепов лошадей, оставшихся после молений манси". Раскопки пам. провели в 1959-60-х В.И.Канивец и Б.И.Гуслицер. Раскопом (82 кв. м) вскрыты рыхлые отложения мощн. до 2,2 м ч. внутр. хода, входного грота и ч. покатой предвходовой площадки. Археол. и палеонтологические материалы святилища залегали в трех верхних литологических слоях; на глубине 0,4-0,7 м от поверхности зафиксированы галечная вымостка, мощные кострища с обугленными бревнами, расположенными в три яруса. Немногочисл. каменный инвентарь (тесло, неск. некрупных скребков, пластин и отщепов) свидетельствует об отсутствии на пам. процессов первичного расщепления и обработки камня. Треть коллекции составляют наконечники стрел. Они изготовлены из разл. материалов: камня (наиб. распространены плоские треугольные и удлиненно-листовидные), кости; единичны бронз. и жел. наконечники. Керамический комплекс представлен фрагментами лебяжской (конец II - нач. I тыс. до н.э.), гляденовский и ванвиздинской культур. Неск. сосудов жел. в. имеют заур. аналоги. Немногочисл. орудия труда из кости и металла: рыболовные крючки, ножи, шилья, пилки. Украшения и предметы костюма (бляшки, подвески, накладки, бусины, пуговицы, лунница) из меди и серебра относятся к концу I - нач. II тыс. н.э. Уникальными находками являются предметы культовой пластики - литое бронз. изображение медведя с тремя антропо-зооморфными персонажами, бляшки и серебряные пластинки с гравированными и рельефными зоо- и орнитоморфными рис., бухарская серебряная монета - подражение драхмам сасанидского царя Вахрана V.
   Культовый характер пам. подчеркивает состав фаунистического комплекса голоценового периода. Более пол. костей принадлежит весьма почитаемому в древности бурому медведю (в осн., кости черепа и конечностей). Важную роль в обрядах жертвоприношений играли копытные (сев. олень, лось) и пушные (белка, бобр, заяц, соболь, россомаха) звери. Единичные кости домашних животных (лошадь, овца, крупный рогатый скот, свинья) залегали в верхнем слое. Особым почитанием мамонта в древности можно объяснить значительное кол-во остатков этого гиганта ледникового периода (гл. обр., фрагменты бивня и пластины зубов) в слое ср.-век. В трех нижних слоях супеси, суглинка и гравия, датируемым по фаунистическим остаткам плейстоценовым временем, следов человеческой деятельности не обнаружено.
   Лит.: Канивец В.И. Канинская пещера. М., 1964.
   Чаиркин С.Е.

Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. . 2000.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Канинская пещера-святилище" в других словарях:

  • Сейминско-Турбинский транскультурный феномен —    феномен распространения археол. пам. со схожими металлическими вещами на шир. тер., начиная с XVI в. до н.э. в лесной и лесостепной зонах Евразии от Саяно Алтая до сев. пол. Европы. В совокупность этих пам. вкл. пять крупных могильников:… …   Уральская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»