Крепостные иконописцы, живописцы и резчики Прикамья это:

Крепостные иконописцы, живописцы и резчики Прикамья
   составная ч. ур. крепостной интеллигенции, сыгравшей значительную роль в истории и культуре региона. Рост и благоустройство з-дских пос. в конце XVII - нач. XIX в. потребовали обновления и перестройки церквей, реконструкции и пополнения иконостасов, что привело к значительному расширению штата мастеров изобр. иск-ва. Для обучения иконописанию и резьбе в вотчинных имениях Строгановых и Лазаревых отбирались мальчики "из служительского клана", имевшие способности к рисованию. Их направляли в иконописные мастерские Нового Усолья, Ильинского, Полазны, Чермоза, где они учились и становились мастерами. Кроме того, Строгановы и Лазаревы для обучения своих крепостных заключали особые договоры с цеховыми мастерами Москвы, Нижнего Новгорода и др. гг., иногда - с преподавателями ИАХ; изредка - давали крепостным "вольные" для поступления в ИАХ.
   В конце XVIII - первой пол. XIX в. в с. Ильинском занимались живописью ок. 30 мастеров и их учеников, в с. Новое Усолье -ок. 15 (владения Строгановых); в Чермозе и Полазне - ок. 20 (владения Лазаревых). Гл. в их деятельности было выполнение церковных заказов. Одноврем. они писали портреты зажиточных крест., мещан, купцов, создавали "виды заводских поселений". Сохранились работы И.С.Дощенникова (1812-93), А.К.Кривощекова (1810-е - после 1852), И.Мельникова (1802 - после 1854), С.П.Юшкова (1821 - после 1860), П.И.Лобова (1812 - после 1869), И.Н.Полякова (1805 - ?).
   Иск-во крепостных мастеров представляло ветвь общерус. худ. потока, развивавшуюся рядом с проф. иск-вом, взаимодействующую с ним и в то же время хранящую архаические черты ср.-век. культуры, что проявлялось как в системе ученичества, так и в стилистике работ. Испытывая влияние проф. иск-ва, творчество крепостных провинциальных мастеров, в свою очередь, повлияло на общий процесс демократизации рус. худ. культуры XIX в., явилось источником худ. идей и для проф. иск-ва XX в.
   Лит.: Казаринова Н., Егорова Е. Письма крепостного художника // Панорама искусств. Вып. 9. М., 1986; Казаринова Н.В. Живописцы и резчики, работавшие в Прикамье в XVII - первой половине XIX в. // Из истории художественной культуры Урала: Сб. научных трудов. Свердловск, 1988; Крепостные и забытые живописцы Прикамья конца XVII - первой половины XIX в.: Каталог выставки / Сост. Н.В.Казаринова. М., 1990.
   Казаринова Н.В.

Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. . 2000.

Смотреть что такое "Крепостные иконописцы, живописцы и резчики Прикамья" в других словарях:

  • Искусство изобразительное и декоративно-прикладное —    Древнейшие из обнаруженных на тер. У. пам. изобр. иск ва наскальные рис., металлическая пластика относятся к периоду первобытно общинного строя: от верхнего палеолита до жел. в. (наскальные изобр., савромато сарматский звериный стиль, перм.… …   Уральская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»