- Максим, инок
- (ок. 1715-1783)беглый холоп, деятель ур.-сибирской беглопоповщины, писатель. Происходил из ногайских татар. Еще малолетним, ок. 1724, был взят в плен рус. войсками и стал слугой некоего Змеева. Окрещен под им. Михаила, обучен грамоте и находился у Змеева "по домашней экономии в полной доверенности". Затем бежал от господина и в результате долгих скитаний со старообрядцами добрался в 1729 до Нижне-Тагильского з-да. Здесь он позднее был пострижен изв. священником Иовом под им. М. Принятие пострига из столь авторитетных рук сразу выдвинуло его. После смерти Иова в 1751 М. ушел в скит Дионисия в леса близ Черноисточинского з-да, а когда Дионисий умер, был избран его преемником. Ок. 1764 скит передислоцировался в Нижний Тагил, где находился до 1781, а потом скитники поселились в лесных дачах Невьянских з-дов. Там, на Веселых горах, М. похоронен. Его могила до сих пор является местом паломничества для часовенных У. и Сибири. В 1765 М. ездил в Москву, где встречался со священнослужителями из Грузии и решил, что ур. староверы могут принимать беглых попов, рукоположенных грузинскими архиереями. В 1777 М. возглавлял работу ур.-сибирского беглопоповского собора на Невьянском з-де, посвященного вопросу приема беглых попов. Сам М. выступал за прием беглых священников, хотя изв. его обширное соч. о священстве, возможно, раннее, в к-ром он эту практику резко критикует. Впоследствии, вероятно, он как близкий к з-дским старообрядческим приказчикам и предпринимательским кругам чел., занял в этом вопросе более умеренную позицию. Перу инока М. принадлежит не дошедшее до нас ист. повествование "Рукописание о предках наших", охватывавшее 101 год и изв. по ссылкам и выпискам в поздних ист. соч. ур.-сибирских старообрядцев, письмо из Москвы 1765 на демидовские з-ды, полемические "Ответы на вопросы Тимофея Заверткина". Методом контент-анализа с помощью ЭВМ удалось установить авторство М. в отношении обширной компиляции "Правила о крещении и священстве" и оригинального полемико-догматического "Слова увещевательна к творящим между единоверными раздоры и разногласия и церковный мир раздирающим...", адресованного, вероятно, также Т.Заверткину. Два текста датируются примерно нач. 60-х XVIII в. Творчество М. пользовалось очень большой популярностью в среде ур.-сибирских беглопоповцев, а потом часовенных.Лит.: Покровский Н.Н. Новые сведения о крестьянской старообрядческой литера-туре Урала и Сибири XVIII века // ТОДРЛ. Л., 1976. Т.30; Он же. Сибирская старообрядческая литература XVIII в. // Очерки русской литературы Сибири. Новосибирск, 1982. Т.1.Байдин В.И.
Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В. В. Алексеев. 2000.