- Машиностроение Урала
- комплекс отраслей пром., производящих средства производства и орудия труда для нар. х-ва, транспортные средства, а также предметы потребления и оборонную продукцию. В процессе пром. освоения У. гл. внимание до ХХ в. уделялось отраслям, добывающим сырье, к-рые давали 90% всей пром. продукции. Металлообрабатывающая пром. была развита слабо, лишь Мотовилихинский, Воткинский, Златоустовский, Усть-Катавский и нек-рые др. з-ды вып. несложное оборудование, метизы, инструменты, простые с/х машины. Перм. з-д в Мотовилихе (осн. в 1863) изготовлял стальные и чугунные орудия, артиллерийские снаряды. Воткинский (осн. в 1759) в нач. ХХ в. занимал видное место в транспортном М., вып. паровозы, пароходы, шхуны. На Пожвинском в 1817 строились первые рус. пароходы для Камы и Волги. На Нижне-Тагильском з-де Ефим и Мирон Черепановы построили в 1833-1834 первый рус. паровоз. Он ходил по рельсовому пути, проложенному на протяжении св. 800 м, и перевозил ок. 3,5 т груза со скоростью 15 км/ч.В 1815 впервые на У. в качестве двигателя была применена паровая машина. Орг-ция произв. паровых машин определила возникновение специального произв. в Екат. Первыми М. заведениями здесь были казенная мех. мастерская (1800-1805), М. произв. Нижне-Исетского з-да (осн. примерно в 1807), Мало-Истокская частная мех. ф-ка (открыта в 1838), Мельковская частная мех. ф-ка (осн. в 1844). На базе последней к концу XIX в. вырос специальный машиностр. з-д (владелец Ятес), к-рый изготовлял паровые машины и котлы всех систем, краны, трансмиссии, локомобили, прокатные станы, оборудование и машины для горнодобывающей пром., металлообрабатывающие станки. В 1900 был построен первый в Кургане мех. з-д. В целом к нач. ХХ в. М. У. было слабо развито. Доля его в произв. пром. продукции края не превышала 8-10%. По данным 1912 удельный вес М. У. в России был след.: паровозо- и вагоностроения - 2,7%, пром. М. - 0,9%, с/х М. - 1,9%.Объем машиностр. произв. на У. быстро возрастает в период индустриализации. В 1929 в Свердл. создан вагоноремонтный з-д им. С.В.Воеводина, машиностр. з-д "Металлист" по произв. мет. оборудования, агрегатов для добычи и переработки нефти, Ижевский з-д приступил к произв. станков (1930). В 1933 на У. вступили в строй два машиностр. гиганта: УЗТМ, ЧТЗ, а в 1937 - Уралвагонз-д. Пуском этих предприятий положено нач. произв. на У. тяжелого мет. и горного оборудования, тракторов и большегрузных вагонов. Для произв. энергетического оборудования в 1934 пущен Уралэлектроаппарат. В это же вре-мя в число действующих вступили з-ды, составившие базу самого М. В Свердл. построен з-д малых агрегатных станков, в Челяб. - з-д специальных станков. В сер. 1930-х число машиностр. з-дов приближалось к 80. У. постепенно превращается в сложный многоотраслевой индустриальный ц., где все больший вес приобретало М., удельный вес к-рого во всей крупной пром. края в 1937 достиг 31,7%. Важным этапом в развитии М. стали гг. ВОВ. На У. было перебазировано 667 предприятий. За годы войны пром. произв. У. возросло в 4 раза. Удельный вес М. и металлообработки в крупной пром. региона поднялся с 42,7% в 1940 до 70% в 1943. В гг. войны вступили в строй Уралхиммаш, Уральский автомобильный, Челяб. кузнечно-прессовый, Челяб. мех., Копейский машиностр., Магнитогорский крановый з-д и др. М. У. обогатилось за счет эвакуированных с З. предприятий. На базе эвакуированного Харьковского турбинного и оборудования дизельных цехов Ленингр. Кировского з-да был окончательно сформирован Ур. турбомоторный з-д. В крупное машиностр. предприятие превратился "Металлист", на базе эвакуированного оборудования построен Катайский насосный, Бузулукский мех., Сысертский з-д гидромашин, Алапаевский станкостроит. з-д. и др. В послевоеный период М. региона расширяли специализацию и объемы произв. В 1965 удельный вес М. У. в М. РСФСР составил по валовой продукции 14,6%. К концу 1980-х на У. сформировался мощный многоотраслевой машиностр. комплекс, занимающий ведущее место в отраслевой специализации региона. Регион выдвинулся в первый ряд поставщиков продукции тяжелого, транспортного, горнорудного, мет., химического, стр., дорожного, энергетического и электротехн. М., получило развитие приборостр. и электроника. Здесь произв. почти все установки непрерывной разливки стали, гусеничные трактора мощн. св. 100 л.с., ок. 90% агломерационного обрудования, св. 60% бульдозеров и электропогрузчиков, ок. 45% дизельных двигателей, св. 30% доменного и сталеплавильного оборудования, ок. 30% прокатного оборудования и т.д. Ок. 25% осн. фондов М. У. в конце 1980-х приходилось на предприятия Свердл. обл., 21% - Челяб., 15% - Башк. авт. респ., 14% - Удм. и соответственно по 11%, 7% и 6% - Перм., Оренб. и Кург. обл.До сер. 70-х машиностроит. комплекс У. развивался быстрыми темпами, затем уровень опережающего развития по сравнению со всей пром. региона снижается. Осн. фонды комплекса региона к концу 80-х оказались изношенными, оснащенными устаревшим оборудованием. Техн. реконструкция машиностроит. комплекса проводилась недостаточно масштабно и комплексно. Доля металлорежущего оборудования в возрасте 20 лет, т.е. физически изношенного и морально устаревшего, составила в целом по М. У. почти пятую ч. всего парка оборудования. Медленно внедрялись такие прогрессивные виды оборудования, как гибкие произв. модули, автоматические манипуляторы (пром. роботы), чрезмерно затягивались сроки осуществления мероприятий по техн. перевооружению отраслей. От разработки техн. задания до его внедрения проходило в ср. 4-5 лет, что значительно снижало эффективность обновления произв. процесса. После распада СССР в 1991 машиностр. предприятия У. оказались в чрезвычайно сложном положении из-за нарушения устоявшихся межрегиональных связей. На совр. этапе ур. машиностр. ищут новых партнеров, включаются в рыночные отношения, идет процесс акционирования машиностр. предприятий края.Шумаков В.Д.
Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В. В. Алексеев. 2000.