- Медная литая икона
- вид худ. литья, изв. на У. по работам мастеров Сольвычегодска и Соликамска с XVIIв. В XVIII-XIXвв. развивался и бытовал в среде местных старообрядцев. Наличие дешевого сырья - меди - породило ремесло, обслуживавшее старообрядческие пос. края. Указами Петра I (1722), Николая I (1832) официально были запрещены рельефные "резные и отливанные" образа. Как "гнезда раскола" и гл. ц. изготовления запрещенного литья на У. изв. Невьянск, Кушва, Нижний Тагил, Касли, Екат.; в Зауралье - Тюмень, Березов, Тобольск, Кург. и Ялуторовский у. После указа 1883 промысел легализовался. Изв. мастера: Г.А.Пастухов (с.Шарташ, 1887), Степанов (Тобольск, 1902), Ульяновы - отец и сын (дер.Становая Кург. у., 1899-1914) и др. По образцам, привозимым из Москвы, с Поморья и Поволжья, ур. меднолитейщики тиражировали кресты (нательные, наперсные, киотные, напрестольные), иконы (нагрудные образки и массивные дорожные образа), складни (от миниатюрных диптихов до четырехчастных "Больших праздничных створ"). Шир. распространение у староверов получила и традиция оформления литья в доски, часто в сочетании с живописными изобр. (наиб. сложные изобр. т.н. "домовых иконостасов"). С первой пол. XIXв. гл. ц. исполнения таких предметов становится Невьянск. Литые кресты и образа, являющиеся обязательной принадлежностью раскольничьих домов и молелен, в значительном кол-ве имелись и у приемлющих официальное православие. Местные жители ценили литые предметы за долговечность, нарядность и магически-охранительные свойства, приписывавшиеся им издревле, как оберегам. Работавшие в крае священники-миссионеры отмечали, что литые иконы и складни охотно держали в своих жилищах крещеные инородцы.Лит.: Обозрение пермского раскола. СПб., 1863.Гончаров Ю.А.
Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В. В. Алексеев. 2000.