Пермские (бардымские) башкиры

Пермские (бардымские) башкиры
   сев. группа башк. народа (см.: башкиры), населяющая тер. Бардымского р-на Перм. обл. Осн. место расселения - ср. течение р. Тулва, притока Камы.
   В 1908 П.(Б.) Б., представляющие племя Гайна, насчитывали 37 тыс. чел. По данным переписи 1989 их было в Бардымском р-не 25,5 тыс. чел. (85% нас. р-на). Кроме П.(Б.) Б. в Перм. обл. проживают башкиры - недавние выходцы из Башк.
   Осн. антропологический тип П.(Б.) Б. - субуральский, яз. - татарский, близкий к мишарскому диалекту, вероисповедание - ислам (с конца XVII в.).
   Предки П.(Б.) Б. - печенежское племя баджгурд - проникли в басс. р. Тулвы в IX в. и ассимилировали местное угорское нас. После монгольского нашествия земли П.(Б.) Б. вошли в состав Золотой Орды, позднее - в сфере влияния Казанского ханства. Рус. подданство П.(Б.) Б. приняли в 1550-х. Во второй пол. XVII в. в верховьях Тулвы поселились казанские татары - тептяри. Под их воздействием П.(Б.) Б. приняли ислам и со временем перешли на татарский яз. Ислам усилил среди них антирус. настроения, к-рые ярко проявились в восст. башкир XVII-XVIII вв.
   До XVIII в. тер. П.(Б.) Б. входила в состав Осинской дороги Уфимского у., с 1781 - в Осинский у. Перм. наместничества. В сов. время П.(Б.) Б. (род Мул-Гайна), обитавшие в с. Башкултаево и Кояново и еще в XIX в. перешедшие на татарский яз., стали писаться татарами.
   Традиционные занятия П.(Б.) Б. - скотоводство, пчеловодство, охота, земледелие (с XVII в.), рудокопие (с XVIII в.), в наст. время - с. х-во.
   Традиционные пос. - дер. и с. по берегам рек. Планировка - бессистемная. С конца XIX в. пос. (они, как правило, многодворные) приобрели улично-квартальные формы. Дома-избы, преим. под четырехскатной крышей, по типу близки к жилищам удмуртов и марийцев.
   Комплекс женского и мужского нательного костюма одинаков - холщовая рубаха, большей ч. из крупноклетчатой пестряди и штаны. Поверх рубахи - бешмет (род полукафтана). Верхняя одежда - суконный чекмень или матерчатый халат с поясом, зимой - шуба.
   Головной убор у мужчин - тюбетейка, поверх ее войлочная шляпа, зимой меховая шапка; у женщин - тканевая шаль, платок, колпачок. Обувь - кожаные сапоги, коты, лапти. Украшения одежды: пестрядь, нагрудные повязки, вышивка, узорное ткачество. Традиционный костюм не употребляется в быту с 1940-50-х.
   Основа питания П.(Б.) Б.: мучные, мясные, крупяные и молочные продукты. Любимое блюдо - бишбармак. Часто употребляются в пищу рыба (преим. в вареном виде), дикорастущие ягоды и растения. Любимый напиток - айран из коровьего молока, ныне чай.
   Нар. прикладное творчество - бранное и закладное ткачество, узорное шитье, вязание, обработка бересты, тиснение по коже. Устное нар. творчество представлено песнями, сказками, преданиями. Адм. и культ. ц. П.(Б.) б. - с. Барда.
   Лит.: Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. М.; Л., 1955.
   Шумилов Е.Н.

Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. . 2000.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»