Прохоровская (Раннесарматская) культура


Прохоровская (Раннесарматская) культура
   археол. культура степей Евразии IV-II вв. до н.э., получила свое название от курганов у с. Прохоровка Шарлыкского р-на Оренб. обл., раскопанных С.И. Руденко. М.И.Ростовцев датировал их IV-III вв. до н.э. и связал с вост. соседями скифов - сарматами (савромато-сарматская общность). В 1927-29 Б. Н. Граков объединил все пам. Нижнего Поволжья и Юж. Приуралья, аналогичные прохоровским, в прохоровскую (савромато-сарматскую) ступень и датировал ее IV-II вв. до н.э. В наст. вр. существуют две гипотезы происхождения П.К. в двух ее локальных вариантах -Юж.-Приур. и Волго-Донском. Согласно первой - она полностью сформировалась к концу IV в. до н. э. на осн. местной "савроматской" культуры Юж. Приуралья и пришлых компонентов, принесенных племенами, продвинувшимися из лесостепного Зауралья (иткульская, гороховская культуры), Казахстана и возможно Приаралья (Мошкова М.Г.). В конце IV или на рубеже IV-III вв. до н. э. произошла массовая миграция южноур. кочевников на З. в Нижнее Поволжье и незначительная на С., Ю. и В. В Нижнем Поволжье вост. кочевники ч. ассимилировали местные "савроматские" племена, ч. потеснили их в Приазовье и зап. Предкавказье, где они впоследствии составили осн. сиракского кочевого объединения. Симбиоз южноур. П.К. с нижневолжской "савроматской" определили локальные различия между прохоровскими пам. Юж. Приуралья и Волго-Донского региона в рамках единой культуры. Согласно второй версии (Шилов В.П.) в Юж. Приуралье формируется П.К., в Нижнем Поволжье в это же время и полностью на местной осн. - раннесарматская, и развитие идет параллельно по двум линиям.
   Раскопано более тысячи погребений П.К. Они подкурганные. Наиб. ранние и переходные IV в. до н.э. располагаются в Юж. Приуралье, могилы III-II вв. - начала I в. до н.э. концентрируются гл. обр. в Волго-Донском регионе. Одной из характерных черт обряда является кольцевое расположение могил вокруг ц. захоронения. Встречаются захоронения под индивидуальными насыпями и бессистемная планировка впускных погребений, особенно часто в Нижнем Поволжье. Среди форм погребальных сооружений более всего подбоев, встречаются могилы с заплечиками и катакомбы. Осн. ч. погребений составляют удлиненно-прямоугольные ямы средней шир. Могилы, как правило, ориентированы меридионально, а погребенные лежат головами на Ю., иногда с отклонениями. В могилах нередки органические подстилки и покровы. Встречаются остатки погребальных носилок и легких колесниц, типа пазырыкской. В качестве ритуальных веществ и предметов использовали куски мела, гипса, красной и желтой охры, раковины, гальки, наборы т.н. "молоточковидных" предметов, глиняные и алебастровые курильницы. Следы культа огня, особенно в Юж. Приуралье, сохраняются в виде остатков костров, золы и кусочков угля. Заупокойная пища - обычно нога барана с лопаткой. Инвентарь разнообразен. Вооружение представлено мечами, кинжалами, бронз. трехгранными и трехлопастными втульчатыми наконечниками стрел и жел. черешковыми. Копья, дротики и защитное вооружение встречаются редко. Полные уздечные наборы очень редки, обычно это только удила, ворворки, бляшки. В богатых могилах конца III-I вв. до н. э. изв. фалары - мет. круглые бляхи, украшавшие сбрую коня. Среди орудий труда -ножи, оселки, пряслица, бронз. и жел. иглы, очень редко жел. топоры и тесла. Предметы туалета представлены костяными ложечками и навершиями гребней, бронз. зеркалами. Среди украшений встречены ожерелья из стеклянных или каменных бус, бронзовые, серебряные и зол. подвески, пронизки, серьги, реже браслеты, перстни и гривны. Одежда иногда расшивалась серебряными и зол. бляшками и часто дополнялась бронз., костяными и жел. пряжками с неподвижным крючком.
   В обиходе употреблялась лепная и гончарная керамика. В Юж. Приуралье весьма значительный процент составляли круглодонные сосуды, особенно в IV-III вв. до н.э. Гончарная керамика вся была завезена в Юж. Приуралье из среднеазиатских ц. Изредка встречались бронз. котлы тех же типов, что и в савроматское время. Немногочисленные изделия в зверином стиле (савромато-сарматский звериный стиль) (особенно III-II вв. до н. э.) сильно стилизованы и примитивны (напр., навершия костяных гребней).
   Лит.: Граков Б.Н. ГYNAIKOKPATOYMENOI (Пережитки матриархата у сарматов) // ВДИ, 1947. № 3; Смирнов К.Ф. Савроматы. М., 1964; Мошкова М.Г. Памятники прохоровской культуры // САИ,1963.Д. 1-10; Пшеничнюк А.Х. Культура ранних кочевников Южного Приуралья. М., 1983; Скрипкин А.С. Азиатская Сарматия. Саратов, 1990.
   Мошкова М.Г.

Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. . 2000.

Смотреть что такое "Прохоровская (Раннесарматская) культура" в других словарях:

  • Савромато-сарматская общность —    этнокультурная общность народов Евразии, относящаяся к раннему железному веку. Сарматы общее назв. кочевых ираноязычных племен, населявших во второй пол. I тыс. до н.э. нач. н.э. степи Евразии от р. Тобол на В. до Карпатских гор на З. Эти… …   Уральская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.