- Башкиры
- Башкиры (Башкорт - самоназв.), коренной народ респ. Башк. За пределами респ. живут в Челяб., Оренб., Перм., Свердл., Курган., Тюменской обл., растет числ. в респ. и обл. Сибири, Казахстана, Ср. Азии. Числ. Б., по переписи 1989, в Башк. - 863,8 тыс. чел., в РФ - 1345,3 тыс., в СНГ - 1449,2 тыс. В антропологическом отношении Б. неоднородны. Значительную ч. Б. (на С.-З. и в ц. этнической тер.) относят к европеоидно-монголоидной переходной ур. расе. На Ю.-В. и в Зауралье преобладают признаки южносибирской монголоидной расы. Встречаются представители темноволосых и светлых вариантов европеоидной расы юж. и сев. происхождения. По суммарным признакам Б. занимают промежуточное положение между коренными народами У.-Поволжья и Казахстана с Зап. Сибирью, но более тяготеют к Волго-Камью. Говорят на башк. яз., к-рый относится к зап. ветви тюркской группы алтайской семьи. Наиб. родство башк. яз. обнаруживает с татарским, казахским и ногайским яз., имеет ряд общих черт с вост. тюркскими яз. (якутский, алтайский и др.), есть следы ист. взаимодействия с монгольским и тунгусо-манчжурским, а также с финно-угорскими яз. В лексике прослеживается древне-иранский пласт. Испытал влияние арабского (через мусульманскую лит. и религиозную практику), а впоследствии - рус. яз. Диалекты: южный, вост., выделяется сев.-зап. группа говоров, испытавших сильное влияние татарского яз. Часть Б. говорит на татарском (ок. 14%), и рус. яз. До 1917 и в 1920-е Б. пользовались письменностью на базе арабской графики, с 1929 применялся латинский алфавит, а в 1940 введена кириллица с добавлением дополнительных 9 букв. Верующие Б. в осн. мусульмане-сунниты.В формировании Б. решающую роль сыграли тюркские скотоводческие племена южносибирско-центральноазиатского происхождения. С IX в. изв. назв. народа башкорт, к-рое большинством иссл. этимологизируется как "главный" (баш-) + "волк" (корт в огузско-тюркском яз.), "волк-вожак". В последние гг. ряд иссл. считают, что первоначально это словосочетание было изв. по письменным источникам военачальника первой пол. IX в., под предводительством к-рого Б. объединились в военно-полит. союз и начали осваивать совр. тер. расселения. Другое название Б. - иштек (истэк) предположительно было антропонимом (Рона-Таш). Придя на Юж. У., Б. ч. вытеснили, ч. ассимилировали местное финно-угорское и иранское (сармато-аланское) нас. Здесь они, по-видимому, вступили в соприкосновение с нек-рыми др. древнемадьярскими племенами, чем можно объяснить смешение их в ср.-век. арабских и европ. источниках с древними венграми. К концу первой трети XIII в. в осн. завершился процесс формирования этнического облика башк. народа. В течение X-XIII вв. Б. были под полит. влиянием Камской Болгарии, соседствовали с кыпчако-куманами. В 1236 Б. были покорены монголо-татарами и вошли в Золотую Орду. В X в. в среду Б. начал проникать ислам, а в XIV в. стал господствующей религией. Вместе с исламом Б. приняли арабскую письменность, начали приобщаться к арабской, персидской (фарси), а затем и тюркоязычной письменной лит. В период татаро-монгольского владычества в состав Б. влились нек-рые болгарские, кыпчакские и монгольские племена, но это не нарушило уже сложившегося их этно-культ. своеобразия.После падения Казани (1552) Б. приняли российское подданство (1552-57). Получили право владеть на вотчинных наделах своими землями, жить по своим обычаям и религии. В XVII и особенно в XVIII в. Б. многократно поднимались на восст. (Башк. восст.), отстаивая свои земли и свободу. В 1773-75 сопротивление Б. было сломлено, однако пр-во было вынуждено сохранить вотчинные права Б. на земли и пойти на некоторые уступки по вопросам языка, религии и самоуправления. На протяжении XIX в. увеличивается числ. народа, превысив 1 млн чел. В конце XIX - нач. XX в. происходит дальнейшее развитие просвещения, культуры, подъем нац. самосознания. После Февр. рев. 1917 Б. вступили в активную борьбу за создание своей государственности, ознаменовавшейся 20 марта 1919 созданием Башк. АССР, что стало важнейшим фактором в реализации права башк. нации на самоопределение. В результате первой мир. и гражд. войн, засухи и голода 1921-22 числ. Б. сократилась почти вдвое и к концу 1926 составляла в стране 714 тыс. чел., а в БАССР в совр. границах респ. - 584,8 тыс. чел. Отрицательно сказались на числ. Б. последствия засухи и голода 1932-33, репрессий 1930-х, ВОВ, а также ассимиляция Б. в составе татарского и рус. нас. Дорев. числ. Б. была достигнута лишь к 1989. 11 окт. 1990 ВС респ. принял Декларацию о гос. суверенитете Башк. Сов. Соц. Респ., с 25 февр. она стала называться Республикой Башкортостан.Традиционным типом х-ва Б. было полукочевое скотоводство. Разводили гл. обр. лошадей, неск. меньше - овец и коров, в юж. и вост. р-нах имелись верблюды. Богатая фауна и флора края позволяли сочетать скотоводство с охотой и рыболовством, бортничеством, сбором плодов и корней растений. В небольших размерах Б. занимались земледелием. С нач. XVII в. полукочевое скотоводство постепенно утрачивает былое значение, возрастает удельный вес земледелия, на базе бортничества развивается пасечное пчеловодство. В сев.-зап. р-нах в XVIII в. земледелие стало осн. занятием нас., но на Ю. и В. кочевание сохранилось местами вплоть до нач. XX в. Однако и здесь к этому времени переход к комплексному земледельческому хоз-ву был завершен. Из ремесел были развиты домашняя обработка кожевенного сырья, ручное ткачество, обработка дерева. Б. были знакомы с кузнечно-ювелирным ремеслом, местами вели разведку серебряной руды; из серебра выделывали предметы украшения. Соляное месторождение на р. Илек было открыто Б. до сер. XVI в. Традиционный тип пос. Б. - аул, расположенный на берегу р. или оз. В условиях кочевой жизни каждый аул имел несколько пос.: зимнее (кышлау), весеннее (язры йорт), летнее (йейлеу), осеннее (кезе йорт). Встречались небольшие выселки в 10-20 дворов. Традиционное жилище Б. - войлочная юрта (тирме) со сборным решетчатым каркасом. Различались юрты тюркского (с полусферическим верхом) и монгольского (с коническим верхом) типов. В степной зоне ставили глинобитные, пластовые, саманные дома, в лесной и лесостепной - срубные. Временными жилищами и летними кухнями служили дощатые балаганы, плетневые избы, шалаши.Основу женской одежды составляли платье (кулдэк), передник, камзол, украшенный позументом и серебряными монетами.Молодые женщины носили нагрудные украшения (селтэр, пакал) из кораллов и монет. Верхняя одежда женщин - распашные кафтаны (елэн) и чекмени из цветного сукна, отделанные позументом, вышивкой, монетами. Мужская одежда - рубахи и штаны с широким шагом, легкие халаты (прямоспинные и расклешенные), камзолы, тулупы. После 1960-70-х традиционный костюм используется в праздничные дни, на свадьбах, в худ. самодеятельности, театре и на нац. спортивных состязаниях и играх. Традиционные черты сохранила одежда пожилых людей. В пище Б. преобладали мясные и молочные продукты, уже в древности сложилась разнообразная земледельческая кухня. Существенной была роль продуктов охоты, рыболовства, меда, ягод и трав. Традиционные блюда - мелконарезанная конина или баранина с бульоном (бишбармак, куламак), вяленая колбаса из конского мяса и жира (казы), различные виды творога (эремсек, эжекэй), сыр (корот), каши из пшена, ячменной и пшеничной муки, толокно. Широко изв. слабоалкогольные напитки: кумыс (из кобыльего молока), буза (из проросших зерен ячменя, полбы), бал (сравнительно крепкий напиток из меда и сахара). В жаркую погоду для утоления жажды пьют разбавленное кислое молоко айран. Ранней весной после прилета грачей в каждом ауле устраивали празднество каргатуй ("грачиный праздник") в честь оживающей природы и культа предков. Накануне весенних полевых работ, а местами после них, проводили праздник плуга (сабантуй), в середине лета праздновался джиин (йыйын). Летом проводили девичьи игры на лоне природы "кукушкин чай" (кэкук сэйе), в к-ром участ. одни женщины; в засушливое время - обряд вызывания дождя (тэлэк) с жертвоприношениями и молениями, обливанием друг друга водой. Фольк. традиции Б. разнообразны. Ведущее место в устно-поэтическом творчестве занимает эпос, сказки. Развито песенно-муз. творчество (эпические - о батырах и др., лирические, бытовые, обрядовые песни, частушки). Разнообразны плясовые мелодии, в музыке широко используются традиционные инструменты - курай, kубыз (кобыз, варган), домра.Наряду с исламом, Б. сохранили элементы языческих верований, для к-рых было характерно почитание р., оз., гор, скал, животных и птиц. Особо выделялись волк и медведь. Почитались лебедь, журавль, беркут, сокол, существовал культ грачей, связанный с культом предков. Верховное небесное божество Б. Тэнгре отождествилось впоследствии с мусульманским Аллахом. Тесное переплетение языческих и мусульманских элементов наблюдается также в семейных обрядах, особенно в родильных и похоронно-поминальных.Лит.: Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.; Л., 1955; Калимуллин Б.Г. Башкирское народное зодчество. Уфа., 1977; Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964; Шитова С.Н. Народная одежда башкир // Археология и этнография Башкирии. Т.III. Уфа, 1968; Она же. Традиционные поселения и жилища башкир. М., 1984; Киреев А.Н. Башкирский героический эпос. Уфа, 1970; Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М., 1974; Нагаева Л.И. Танцы восточных башкир. М., 1981; Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир. XIX-XX вв. М., 1991.Бикбулатов Н.В.
Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В. В. Алексеев. 2000.