Сейминско-Турбинский транскультурный феномен

Сейминско-Турбинский транскультурный феномен
   феномен распространения археол. пам. со схожими металлическими вещами на шир. тер., начиная с XVI в. до н.э. в лесной и лесостепной зонах Евразии - от Саяно-Алтая до сев. пол. Европы. В совокупность этих пам. вкл. пять крупных могильников: Решное, Сейма и Турбино к З. от У., Ростовка и Сатыга XVI к В., а также предполагаемое святилище в Канинской пещере; малые и условные могильники (Соколовка, Мурзиха, Бор-Ленва, Заосиново, Березовка-Омары и др.) и одиночные погребения на пл. чужеродных некрополей (Сопка II); единичные случайные находки металлических предметов сейминско-турбинских форм и их литейные формы.
   Инвентарь большинства могил носит выраженный воинский характер. Сами формы оружия и орудий, костяные пластинчатые доспехи, нефритовые украшения ранее вообще были неизв. в большинстве культур Сев. Евразии. Фактически все осн. сейминско-турбинские некрополи приурочены к крупным водным магистралям и часто к устьям больших р., однако до сих пор неизв. пос., к-рые были бы связаны с этими могильниками. Характер данных пам. не позволяет прилагать к ним обычный термин "археол. культура". Это своеобразный транскульт. феномен: пам. распространены на огромных пространствах в окружении множества культур, контакты с к-рыми были явными, однако исключительно "своей", строго очерченной тер. они не имеют. Подвижность и динамичность носителей С.Т.Т.Ф. очевидна. Поэтому модель данного явления следует рассматривать в развитии: от неожиданного синтеза исходной культуры и стремительного продвижения на З. и С.-З. вплоть до исчезновения.
   Сами сейминско-турбинские группы вряд ли были многочисл.: всего немногим более 450 металлических находок и менее 30 литейных форм разбросаны на пл. ок. 3 млн кв. км. Сложение С.Т.Т.Ф. происходило, по всей вероятности, в течение XVII в. до н.э. и обязано в осн. двум компонентам. Первый локализовался, видимо, в степях, лесостепях и предгорьях Алтая и был связан с племенами металлургов и коневодов. Второй восходит к подвижным таежным охотникам и рыболовам, населявшим пространство от Енисея до Байкала. С ними связан богатый каменный и костяной инвентарь, а также украшения из нефрита. Синтез этих компонентов привел к сложению и формированию новых консолидированных этнических групп - самого С.Т.Т.Ф. - и быстрому переходу их к фазе передвижений. Скорее всего, эти передвижения совершались не одной, а параллельно и единовременно неск. группами.
   Этапы стремительных переходов-миграций кратковременны. Первый из них - западносибирский. По достижении У. ярко проявляется второй этап. С этого времени в состав сейминско-турбинских популяций включается абашевский компонент (абашевская культура), охватывающий от 1/5 до 1/4 числ. самих групп. Очень заметен и металл ур. абашевских ц., восполнявших нехватку оловянных бронз, принесенных с Алтая. По всей вероятности, в данных популяциях наблюдается этногрупповая иерархия, особенно заметная по погребальному ритуалу в Турбино. Восточноевроп. этап характеризовался разл. направлениями передвижений: по Каме вверх и вниз вплоть до Волги и низовьев Оки, на С. - вплоть до Печоры (Канинская пещера), на З. по волжскому пути - вплоть до Белого оз. и Финляндии. Датировка сейминско-турбинских пам. позднее XV в. до н.э. практически исключается.
   Сама история С.Т.Т.Ф. была недолгой. Предполагается возможность полит. господства сейминско-турбинских дружинных групп над аборигенными народами лесной полосы Евразии. Однако явные человеческие потери в ходе тяжелых многотысячекилометровых походов, все большая инкорпорация предст. иных этносов с неизбежностью "размывали" этническое и этнопсихологическое единство и в конце концов привели к их растворению в среде местных восточно-европ. народов. Эти народы еще век-два оказались неспособными к быстрому восприятию инноваций в технологии металлообработки (тонкостенное литье и оловянные бронзы), к-рой в совершенстве владели сейминско-турбинские мастера. Лишь позднее - в конце бронз. и в раннем жел. в. здесь шир. развиваются и дольше всего воспроизводятся формы оружия и орудий, к-рые несут на себе отпечаток изначального импульса С.Т.Т.Ф.
   Лит.: Черных Е.Н., Кузьминых С.В. Памятники сейминско-турбинского типа в Евразии // Бронзовый век лесной полосы СССР: Археология СССР. М., 1987; Они же. Древняя металлургия Северной Евразии (сейминско-турбинский феномен). М., 1989; Chernykh E.N. Ancient Metallurgy in the USSR: The Early Metall Age. Сambridge, 1992.
   Черных Е.Н., Кузьминых С.В.

Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. . 2000.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Сейминско-Турбинский транскультурный феномен" в других словарях:

  • Сейминско-турбинский феномен — Сейминско турбинский межкультурный (транскультурный) феномен  термин в археологии, которым определяют резкие изменения в материальной культуре лесостепной полосы Евразии в середине II тысячелетия до н. э. Термин охватывает… …   Википедия

  • Турбино, Турбинский I (Шустовский) и II —    могильники ср. бронзового века, археол. пам., г. Пермь (бывш. дер. Турбино), пр. берег р. Камы напротив устья р. Чусовой. Могильники грунтовые. Уникальные находки у дер. Турбино изв. с конца XIX в. Иссл. А.В.Шмидтом, Н.А.Прокошевым,… …   Уральская историческая энциклопедия

  • Бронзовый век —       Охотники …   Википедия

  • Бронзы эпоха —    второй крупный период в археол. периодизации первобытной истории, характеризующийся массовым освоением металлургии бронзы, изготовлением из нее орудий труда, оружия и украшений, употреблявшихся наряду с каменными или вместо них. Точные… …   Уральская историческая энциклопедия

  • Петровская культура —    культура бронзы эпохи, назв. дано по наиб. характерному археол. комплексу пос. и могильнику у с. Петровка, расположенному на лев. берегу р. Ишим в Сев. Казахстанской обл. П.К. предшествует алакульской культуре андроновской культ. ист. общности …   Уральская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»