- Сибирский тракт
- (совр. назв. с XIX в.)ч. Московского (ген.) тракта в пределах Пермской обл. от Перми до границы Свердл. обл. (с.Быково), протяженностью совр. трассы 178 км. Нач. стр. С.Т. относится ко второй пол. XVII в., когда существовало сообщение между Кунгуром и Сибирью. Путь в Сибирь был закрыт по решению пр-ва в окт. 1696. В нач. XVIII в. дорога сохраняла местное значение, постоянно подновлялась и использовалась для связи между з-дами У., тогда же построен участок Кунгур-Егошихинский з-д (будущая Пермь). С 1724 С.Т. использовался для почтовой надобности. С 1765, после упразднения внутр. таможен, приобрел всерос. значение. В нач. XIX в. на С.Т. размещались ст.: Коянова, Янычи, Кыласова, Кунгур, Сабарка, Ключи, Быкова. Большое неудобство для проезжающих создавало отсутствие моста через р.Бабку. В 1800-1811 С.Т. обустроил перм. губернатор К.Ф.Модерах. К сер. XIX в. пришел в упадок из-за отсутствия у казны средств на его содержание. На состоянии С.Т. сказалось и увеличение грузо- и пассажирооборота: в 1860-е по нему провозилось в г. до 20 тыс. пассажиров, до 18 тыс. арестантов, св. 3 млн пуд. грузов. Сооружение во второй пол. XIX в. на У. ж.д. привело к уменьшению значения С.Т. в экономике России. В 1930-е с развитием автомобильного транспорта его значение вновь возрастает. В 1992 С.Т. был полностью благоустроен и заасфальтирован. Совр. трасса проходит в ряде мест по новому пути, спрямляя автомагистраль. Наиб. крупные нас. пункты на ней: Лобаново, Кунгур, Суксун.Лит.: Смышляев Д.Д. К истории путей сообщения в Пермской губернии. Сб. статей о Пермской губернии. Пермь, 1891.Шумилов Е.Н.
Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В. В. Алексеев. 2000.