- Средства передвижения
- традиционные народов У. В каждом регионе специфика С.П. обусловлена природной средой, особенностями хоз. деятельности и этническими традициями. Выделяются две осн. группы С.П.: транспорт водный и наземный. Наиб. распространенными видами водного транспорта Ур. региона были плоты и лодки разл. конструкций. Плоты употреблялись в осн. рус., башк. и мансийским нас. Для переезда одного-двух чел. строился плот из двух бревен, для перевозки грузов - из 5-7. Крепление произв. жердями, пропущенными через сквозные отверстия, заранее сделанные на обоих концах бревен, или путем связывания березовыми (ивовыми) "вицами". Для дальних путешествий плот оборудовали шир. полатями, где хранили одежду, продукты, скрывались от непогоды. Управляли плотом с помощью шестов. Из лодок самой легкой и маневренной была лодка-долбленка. Ее изготавливали из цельного ствола дерева, выдалбливая остов и разводя над костром борта. Шир. распространение имели круглодонные (на сев. рр.) и плоскодонные (на юж. водных магистралях) лодки. Они были составными: к выдолбленному днищу пришивали по одной - две доски-борта. Для передвижения использовали одно- или двухлопастное весло. По размерам они разделялись на одноместные - для рыбного промысла и многоместные - для перевозки людей и грузов. В последних нередко делали деревянный или берестяной навес для укрытия от дождя и зноя. В земледельческой полосе для транспортировки через реки сухопутных С.П. и крупных животных употребляли паромы.Наземный транспорт, приводимый в движение мускульной силой чел. или животных (собак, лошадей, оленей), разделялся на волоковый, полозовый и колесный. К первому относятся шир. распространенные среди земледельцев простые веточные волокуши, на к-рых перевозили сено, и волоки из копани (ствола дерева с изогнутым корневищем), использовавшиеся для перевозки дров, объемных грузов. Полозовый транспорт У. представлен санями (земледельческая полоса), нартами (сев. тундра и лестотундра) и лыжами (повсеместно). Они имели большую вариативность в конструкции и размерах. Напр., у сев. народов различались нарты грузовые и ездовые, мужские и женские, священные и "поганые". Лыжи бытовали среди промыслового нас. Они разделялись на голицы (простые деревянные, использовавшиеся при сильных морозах), "меховые" (деревянные, скользящая поверхность к-рых обклеивалась шкурой с ног оленя или лошади, употреблялись при охоте на зверя) и "ступательные" (короткие и шир., для передвижения по глубокому рыхлому снегу). Полозовые С.П. использовались как зимой, так и летом, особенно в заболоченных обл. Колесный транспорт получил распространение преим. в земледельческой полосе благодаря наличию грунтовых дорог и трактов. Большое хоз.-бытовое значение имели двуколки (беда, таратайка, медведка) и четырехколесные телеги (тарантас, дроги). Они были конструктивно однотипными и состояли из оси (одной или двух), колес (двух или четырех), кузова и оглобель. Различия заключались в размерах кузова и колес, способе крепления деталей, а также во внеш. оформлении (например, "выездные" экипажи украшались росписью и резьбой).С сер. XIX в. колеса стали оковывать жел. ободами, что увеличило их прочность и долговечность. Осн. запряжным животным земледельцев служила лошадь (одна - три), наиб. распространенный способ запряжки - хомутно-оглобельно-дужный. Сев. нас. в качестве тягловой силы использовало оленя (от трех до семи), преобладал веерный способ запряжки.К концу XX в. повсеместное распространение получил моторный транспорт (машины, лодки). Однако для нужд личного х-ва иногда используются традиционные С.П., а нарты, лодки-долбленки и лыжи являются незаменимыми атрибутами жизнедеятельности сев. народов.Лит.: Лебедева А.А. О зимнем гужевом транспорте русских крестьян в XIX - начале XX в. // Полевые исследования Института этнографии. М., 1975; Историко-географический атлас Сибири / Под редакцией М.Г.Левина и Л.П.Потапова. М.; Л., 1961.Лезова С.В.
Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В. В. Алексеев. 2000.