- Хантыйский фольклор
- собирание и изучение Х.Ф. было начато финскими и венгерскими учеными в XIX в. С 1940-х собиранием и изучением Х.Ф. стали заниматься предст. хантыйской нац. интеллигенции - Н.И.Терешкин, позже - Е.Айпин, В.Соловар и др. Можно выделить ряд осн. жанровых форм: старинные священные сказания (йис моньсь) о происхождении земли, потопе, деяниях духов, путешествиях культ. героя (Ими-хиты) в разные миры, спуске медведя с неба, превращении героев в духов и т.п.; героические военные песни и сказки (тарнынг арых, тарнынг моньсь) о богатырях и их сражениях; сказки (моньсь), старинные рассказы (йис потыр, йис ясынг) о встречах людей с духами; рассказы (потыр, ясынг) о недавних событиях, происшедших с конкретными лицами. Для всех жанров Х.Ф. характерна установка на достоверность. Целый ряд сказаний и преданий исполняется в песенной форме, нек-рые культовые песни, в частности песни медвежьего праздника, имеют выраженную сюжетную орг-цию и т.о. оказываются тесно связанными с повествовательными жанрами. Не всегда можно отделить мифологическое сказание от богатырской эпики, сказку от мифа (сюжеты об Ими-хиты, о Мось и Пор встречаются в сказках и мифах): один и тот же сюжет может быть исполнен в песенной или прозаической формах. Смысловая наполненность сюжета часто зависит от места и времени исполнения. Х.Ф. органически связан с системой верований и с насущными потребностями, входит в повседневную жизнь, выступая как важный социализирующий фактор. Х.Ф. сочетает глубокую архаичность с изысканностью поэтического стиля (ритмика, метафоричность, обилие параллелизмов, аллитерация, разл. виды повторов и т.п.)Лит.: Слинкина Г.И., Чучелина Т.С. Олле и Гусь-богатырь. Хантыйские сказки. Свердловск, 1989; Мифы, предания, сказки хантов и манси / Составление, предисловие и примечания Н.В.Лукиной. М., 1990.Дмитриева Т.Н.
Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В. В. Алексеев. 2000.