- Генеральный план хозяйства Урала на 1927-1941 и перспективы первого пятилетия
- первый в стране долгосрочный план развития отд. экономического р-на, разработанный в 1926-27 коллективом сотрудников Уралоблплана. В плане содержится 12 разделов. Первые четыре посв. анализу состояния производительных сил У., его трудовых ресурсов, энергетического х-ва и обоснованию необходимости составления Ген. плана. В самом большом - пятом - изложены перспективы и конкретные задачи реконструкции пром.; в последующих - осн. проблемы развития с. х-ва, транспорта, торговли, жил. стр., коммунального х-ва, соц.-культ. сферы и бюджета. Это был комплексный план взаимосвязанных и взаимообусловленных задач преобразования экономики, соц. жизни, культуры и быта.Более детально в нем определялись задачи и тенденции развития пром. отраслей на ближайшее пятилетие. В обл. энергетики и электрификации намечалось в больших масштабах развивать добычу топлива в местных угольных басс., снабжение У. углем Кузбасса, решение задачи минерализации топливного баланса с сохранением выплавки высококачественного чугуна на древесном угле. Предусматривалось расширение Губахинской, Челяб., Егоршинской р-ных электростанций, намеченных к стр. планом ГОЭЛРО. Одной из гл. выдвигалась задача реконструкции имеющейся произв.-техн. базы и новое капитальное стр. в черной и цветной металлургии, металлообрабатывающей пром. В целях обеспечения всех отраслей х-ва необходимой техн. и оборудованием приоритетным направлением признавалось создание всесторонне развитого машиностроения, электротехн. пром. Были также обрисованы перспективы развития химической, лесной, деревообрабатывающей, бумажной и легкой пром. В обл. с. х-ва определялись задачи повышения его агротехнического обслуживания, продуктивности, развития экспортных произв., расширения посевных пл. под техн. культуры, хоз. освоение имеющихся свободных земель. Во взаимосвязи с развитием пром. и с. х-ва решались проблемы транспорта: намечалась реконструкция и электрификация действующих ж. д. и сооружение новых. Ставилась задача техн. оснащения запущенного водного х-ва и повышения роли речного транспорта, приведения в раб. состояние Сибирского, Печерского, Верхотурского и др. трактов.В плане были определены рост потребностей отраслей ур. х-ва в раб. силе и источники ее удовлетворения. Эти расчеты были проведены по пятилеткам, как в целом по обл., так и по р-нам. Помимо пополнения раб. силы за счет потомственных раб. и безработных в первом пятилетнем плане предполагалось шир. использовать приток раб. силы, прибывающей из дер. Эти контингенты должны были направляться гл. обр. на новостройки, а квалифицированные кадры заблаговременно готовиться через школы фабрично-заводского ученичества, бригадное и индивидуальное ученичество. Проблемы экономики рассматривались в тесной взаимосвязи с развитием образования, культуры и мат. обеспечением. Была разработана программа поступательного охвата всех детей школьного возраста нач. образованием, развития ср. и высшей школы. Предполагалось довести к концу планируемого периода жил. пл. на одного чел. до 8 кв.м. Предусматривались мероприятия по благоустройству г. и раб. пос., стр. бытовых учреждений. В местном бюджете намечалось снижение расходов на содержание адм. аппарата, значительное повышение затрат на соц.-культ. потребности. Материалы Ген. плана х-ва У. были использованы при составлении первых пятилетних планов развития нар. х-ва СССР.Лит.: Генеральный план хозяйства Урала и перспективы первой пятилетки. Свердловск, 1927.Куликов К.И.
Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В. В. Алексеев. 2000.