- Календарь русский народный
- на У. сохраняет, в осн., традиционные назв. и датировку, хотя имеются и нек-рые отступления, обусловленные местными особенностями ист. и экономической жизни, оторванностью от ц. рус. традиционной культуры, соседством множества различных этносов, своеобразием ландшафта и климата. На У. почти не помнят таких назв. праздников традиционного рус. календаря, как "Овсень", "Таусень", "Колядки", "Русалья неделя". Зато встречаются назв., редко или совсем не употребляющиеся в др. регионах России: Первый кутейник (вместо обычного Сочельника), Второй кутейник (вместо Таусеня), Третий кутейник (вместо "Страшных вечеров" -6 янв.). Только на У. день 14 сент. получил назв. "Кирмаш" и связан с нач. проведения веселой осенней ярм. В осн. уральцы сохраняют в своей памяти наименования дней календаря из церковных святцев: Петров день - 28 июня, Ильин день - 2 авг. и т.п. С им. святого связывается та или иная примета, важная в практической, гл. обр. в земледельческой деятельности чел. Отсюда те или иные нар. прозвища святого (23 апр. - день Егорья Вешнего, 14 марта - "Евдокия - подмочи порог"). Пословицы и поговорки закрепляют опыт мн. поколений людей: "С Евдокеи погоже - все лето пригоже", "Не хвались на Юрьев день посевом, хвались на Николин день травою", "В Дмитриев день (22 окт.) и воробей под кустом пиво варит", "Фома - большая крома" (6 окт.), "Пророк Наум наставляет на ум" (1 дек. в старину начинался учебный год) и т.д. На У. приметы, связанные с той или иной датой нар. календаря, часто не совпадают с общерус. традицией из-за местных особенностей климата. Только на У. и в Сибири могли родиться пословицы и поговорки: "Март корове рога отморозил", "Афанасий - Ломонос" (или: "На Афанасия береги нос", т.е. на 1 февр. могут быть сильные морозы). В ц. и юж. р-нах России говорят: "Февраль воду подпустит, март подберет"; или: "Сретенье - 2 февр. - зима с летом встретилась". На У. эти изречения не могут быть, за редким исключением, актуальными.Основа нар. календаря: решающие для земледельца природные явления, поворотные моменты г. (зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствие), а также повторяющиеся и закрепленные опытом мн. поколений людей циклы с/х работ: сроки посева и вызревания злаков, овощных и фруктовых культур, даты нач. и окончания уборки урожая, его обработки и хранения. Все эти даты приобрели особое значение в жизни людей, стали праздничными. Мн. даты церковного праздничного календаря, видимо, не случайно совпали с датами нар. календаря. На У. все народы, относящиеся к разл. религиям, отмечают церковные и нар. праздники в одно и то же время. Праздники называются по-разному, но их идеи, содержание, формы проведения совпадают в значительной мере.Лит.: Лазарев А.И. Уральские посиделки. Челябинск, 1977; Игнатьев Р.Г. Празднование семика в Воткинском заводе // Уфимские губернские ведомости, 1875. № 23; Кирпищиков М. Очерк быта мастеровых Чермозского завода // Пермские губернские ведомости, 1864. № 34; Сюзев П.В. Народное празднество "Токмач"... // Пермский край. Т. 3. Пермь, 1895; Теплоухов Ф. Народное празднество "Три елочки"... // Пермский край. Т. 1. Пермь, 1892.Лазарев А.И., Лазарева Л.Н.
Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В. В. Алексеев. 2000.