Органы государственной безопасности

Органы государственной безопасности
   7(20) дек. 1917 решением СНК создана Всерос. чрезвычайная комиссия по борьбе с контррев. и саботажем (ВЧК) как орган диктатуры пролетариата по защите гос. безопасности Сов. респ. 24 февр. 1918 ЧК организована в Екат. Первый пред. - М.И.Ефремов. В мае 1918 по пост. обл. Совета создана Ур. обл. Чрезвычайная комиссия по борьбе с контррев. и саботажем (УОЧК). 7 марта 1918 при Оренб. ВРК организован отд. борьбы с контррев., в июне реорг. в ГубЧК. 15 марта 1918 Уфимский ГубСНК создал Уфимскую ЧК. К осени 1918 ЧК созданы во всех крупных гг. на У. (Нижний Тагил, Верхотурье, Невьянск, Красноуфимск, Камышлов и др.). Только в Перм. губ. их насчитывалось ок. 30.
   К зиме 1918 в результате восст. чехословацкого корпуса и установления власти КОМУЧА ЧК на тер. У. были ликвидированы. В авг. 1918 УОЧК эвакуировалась в Вятку, где слилась с губ. ЧК. После разгрома восст. ЧК быстро восстановились. ЧК выступили осн. организующий и репрессивной силой в проведении красного террора, орг-ции массовых репрессий. В период становления и упрочения сов. власти они принимали непосредственное участие в расстреле царской семьи в Екат., Алапаевске, Перми. Только за 1919 Екат. ЧК возбудила 3777 уголовных дел с общим кол-вом обвиняемых 6229 чел. В этот период сформировался механизм прямых связей с ВЧК. Нач. создаваться специализированные подразделения местных ЧК: отд. по борьбе с контррев., спекуляцией, контрразведки, секретные отд. по комплектованию агентурно-осведомительного аппарата, отд. наружной разведки, подотд. по охране ж/д и водных путей.
   Задачи, поставленные в марте 1921 Х съездом РКП(б) в связи с переходом к новой экономической политике, обусловили реорг-цию органов ВЧК. Функции ВЧК значительно сузились и сводились в осн. к обеспечению полит. безопасности гос-ва. В связи с этим в июле 1921 в Екат. было создано Полномочное представительство ВЧК (ПП ВЧК). Его деятельность распространялась на Екат., Перм., Тюменскую, Челяб., Уфимскую, Вятскую, Стерлитамакскую, Воткинскую губ. 6 февр. 1922 ВЧК была реорг. в Гос. Полит. Управление (ГПУ) в составе НКВД РСФСР, а с образованием СССР (30 дек. 1922) - в Объединенное Гос. Полит. Управление (ОГПУ) при СНК СССР. 25 февр. 1922 Полномочное представительство ВЧК на У. преобразовано в Полномочное Представительство ГПУ. Ц. представительства находился в Екат. Его функции опять расширились и были направлены на подавление контррев. выступлений и бандитизма, борьбу со шпионажем, охрану путей сообщения и перевозимых по ним грузов, полит. охрану границ, борьбу с контрабандой, кулацким сопротивлением и повстанческим движением.
   Решения XV съезда ВКП(б) о развертывании коллективизации обострили соц. напряженность в дер. На ОГПУ была возложена задача подавления крест. выступлений (крестьянские движения), направленных против ликвидации крест. х-в, закрытия церквей. ОГПУ объединял также всю оперативную работу по борьбе с нац. движениями, контррев. деятельностью в Кр. Арм. Менялась организационная структура ОГПУ. Вместо окр. отд. ОГПУ были созданы оперативные группы, сектора для быстрого решения возникающих проблем, связанных с коллективизацией. В Свердл. опергруппе было 54 уполномоченных ОГПУ. В каждый р-н назначены уполномоченные ОГПУ, в подчинение к-рым передавались милиция, уголовный розыск. Работники ОГПУ возглавляли тройки в составе предст. ОГПУ, пред. РИКа, пред. Совета или к-та бедноты, к-рые выносили внесудебные решения по раскулачиванию. В 1930 ПП ОГПУ по У. были подчинены лагеря и колонии для осужденных за все виды преступлений. В составе ПП ОГПУ были образованы два новых структурных подразделения: управление исправительно-трудовыми лагерями, к-рому подчинялись участковые и пос. комендатуры, и отд. военизированной пожарной охраны. В июле 1934 вместо расформированного ОГПУ создано Гл. Управление Гос. Безопасности (ГУГБ) на правах самостоятельного органа в составе НКВД СССР, и соответственно УГБ Управления НКВД по обл. Они имели секретно-полит., особый, транспортный, экономический и учетно-статистический отд. В 30-е расширилась структура подразделений, осуществлявших наружное наблюдение, установочные мероприятия, полит. надзор, перлюстрацию корреспонденции. 17 июня 1935 вышло пост. ЦК ВКП(б) и СНК СССР о необходимости улучшения агентурно-оперативной работы органов гос. безопасности, к-рое ввело централизованный учет оперативных сведений в масштабах страны и установило две категории секретных сотрудников: осведомители и агенты. В 1936 введена обязательная военная, общеобразовательная и полит. подготовка для личного состава УГБ НКВД. Вместе с тем, состояние следственной работы в органах гос.безопасности было одним из самых слабых звеньев. В основе деятельности органов лежало не уголовно-процессуальное законодательство, а секретные инструкции ц. органов и пр-ва. В 1937-1938 резко расширились масштабы полит. репрессий, инициаторами и орг-торами к-рых выступали органы НКВД. Только Управлением НКВД по Свердл. обл. с 1935 по 1940 было возбуждено 27629 уголовных дел, по ним арестовано 35329 чел.; расстреляно 11812 чел. Пристальное внимание уделялось защите сведений, составляющих гос. тайну, расследованию причин и обстоятельств нарушения пропускного режима оборонных предприятий. В 1933-1937 на основании информации УГБ бюро обкомов партии неоднократно принимал меры, направленные на предотвращение срыва срока стр. ряда оборонных объектов. Совершенствовалась и оперативно-техническая работа. В сент. 1937 УГБ по Свердл. обл. приняло от Наркомата связи контрольную радиостанцию и пеленгаторский пункт вместе с обслуживающим персоналом и нач. вести радиоразведку и радиоконтрразведку.
   Одним из направлений работы ур. чекистов было выявление валютчиков, контрабандистов, укрывателей золота, платины и иных ценностей. С 1918 работники гос. безопасности вели поиск царских драгоценностей. В 1934 в Тобольске был обнаружен тайник с царскими драгоценностями стоимостью в 3270693 зол. руб., что в переводе на драгоценный металл составило 2522 кг золота.
   Новые задачи перед органами гос. безопасности поставила ВОВ. 29 июня 1941 вышла директива СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О задачах органов государственной безопасности во время войны". Указом През. ВС СССР от 20 июля 1941 НКГБ и НКВД были объединены в единый НКВД. В гг. войны осн. усилия УНКВД направлялись на предотвращение диверсий, чрезвычайных происшествий на пром. предприятиях и ж.д., выявление агентуры немецкой разведки, пресечение антисов. деятельности разл. религиозных сектантских групп, высланных на У. из зап. обл. СССР, розыск военных преступников из числа военнопленных. С мая 1942 по февр. 1956 только на тер. Свердл. обл. находилось 14 лагерей военнопленных и интернированных граждан с общим числом ок. 100 тыс.чел. (исправительно-трудовые учреждения) . Перед органами гос.безопасности стояла задача выявить среди военнопленных и интернированных военных преступников и перевоспитать осн. массу солд. и офицеров фашистской арм. В послевоенный период Управлениями КГБ велась проверка репатриированных лиц и фильтрационная проверка бывш. военнопленных.
   В течение 30-х - нач. 50-х О.Г.Б. превратились в самостоятельную полит. силу, возвысившись над парт. и гос. властью. После смерти Сталина О.Г.Б. были подчинены КПСС. На протяжении почти всех лет сов. власти они оставались вооруженной силой коммунистической партии. Законодательно это было закреплено в 1958 в принятом ВС СССР "Положении о КГБ". С 1957 по 1983 год по материалам следствия, проведенного УГКБ по Свердл. обл., привлечено к уголовной ответственности 29 чел. Из них 1 - за шпионаж, 4 - за пособничество фашистам во время войны, 2 - за измену Родине, 2 - за покушение на убийство должностных лиц, 3 - за контрабанду и нарушение правил при валютных операциях, 2 - за разглашение секретных сведений, 15 - за антисов. агитацию и пропаганду.
   После 1985 произошли изменения в деятельности О.Г.Б. Нач. пересмотр дел периода массовых необоснованных репрессий. 16 янв. 1989 През. ВС СССР принял Указ "О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40, начала 50-х гг.". Этим указом отменялись все принятые ранее внесудебные решения, вынесенные тройками НКВД-УНКВД, коллегиями ОГПУ, особыми совещаниями НКВД-СГБ-МВД СССР. В Свердл. обл. по этому Указу было реабилитировано 10391 чел. 18 окт. 1991 ВС принял Закон "О реабилитации жертв политических репрессий", целью к-рого было полное и окончательное завершение процесса реабилитации, восстановление пострадавших в гражд. правах с 1917. Этот закон реализуется сотрудниками прокуратуры и ФСБ РФ. В нояб. 1990 в "Российской газете" опубл. обращение 64 сотрудников УКГБ по Свердл. обл. к ВС СССР о необходимости департизации, реформирования органов, принятия законов о гос. безопасности. 16 мая 1991 През. СССР М.Горбачев подписал Закон "Об органах государственной безопасности в СССР". В этом же г. През. России Б.Ельцин подписал Указ о департизации органов безопасности. 8 июля 1992 През. РФ Б.Ельциным подписан Закон "О федеральных органах государственной безопасности". Закон определил назначение, задачи, правовые основы, принципы орг-ции и деятельности, систему, обязанности и права, силы и средства федеральных органов гос. безопасности, а также виды контроля и надзора за их деятельностью. Из компетенции органов госбезопасности исключен полит. сыск как средство борьбы с инакомыслием. Особое внимание уделяется защите гос. секретов, экономической безопасности, борьбе с контрабандой, коррупцией, терроризмом, организованными преступными группами.
   Официальные наименования О.Г.С.
   ВЧК - 1917-1922 (Всерос. чрезвычайная комиссия);
   ГПУ - 1922-1923 (Гос. полит. управление);
   ОГПУ - 1923-1934 (Объединенное гос. полит. управление);
   НКВД СССР - 1934-1941 (Нар. комиссариат внутренних дел СССР); НКГБ СССР - март 1941 - июль 1941 (Нар. комиссариат гос. безопасности СССР);
   НКВД СССР - 1941-1943 (Нар. комиссариат внутренних дел СССР); НКГБ СССР - 1943-1946 (Нар. комиссариат гос. безопасности СССР);
   МГБ СССР - 1946-1953 (Мин-во гос. безопасности СССР);
   МВД СССР - 1953-1954 (Мин-во внутренних дел СССР);
   КГБ при СМ СССР - 1954-1978 (К-т гос. безопасности при Совете Мин. СССР);
   КГБ СССР - 1978-1991 (К-т гос. безопасности СССР);
   КГБ РФ - май 1991 - ноябрь 1991 (К-т гос. безопасности Российской Федерации);
   АФБ РФ - 26.11.91 - 19.12.91 (Агентство Федеральной безопасности Российской Федерации);
   МБ ВД РФ - 19.12.91 - 15.01.92 (Мин-во безопасности и внутренних дел Российской Федерации);
   АФБ РФ - 15.01.92-24.02.92 (Агентство Федеральной безопасности Российской Федерации);
   МБ РФ - 24.02.92-05.01.94 (Мин-во безопасности Российской Федерации);
   ФСК РФ - 05.01.94 - апрель 1995 (Федеральная служба контрразведки Российской Федерации);
   ФСБ РФ - апрель 1995 (Федеральная служба безопасности Российской Федерации).
    Денисевич М.Н., Кузнецов С.Н., Смыкалин А.С.

Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. . 2000.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Органы государственной безопасности" в других словарях:

  • ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ — ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, часть правоохранительной системы государства (см. ГОСУДАРСТВО); государственные органы, деятельность которых направлена на пресечение и раскрытие преступлений против государственного строя, внешней и… …   Энциклопедический словарь

  • Органы государственной безопасности — неотъемлемая часть государственного аппарата любой страны, обеспечивающая профессиональную защиту существующего государственного строя, территориальной неприкосновенности и целостности страны, противодействие диверсиям иностранных… …   Политология. Словарь.

  • ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ — важная составная часть правоохранительной системы государства; особые органы, основная деятельность которых направлена на пресечение и раскрытие преступлений против существующего государственного (конституционного) строя, внешней и внутренней… …   Юридический словарь

  • органы государственной безопасности — сущ., кол во синонимов: 9 • вчк (1) • госбезопасность (16) • гпу (1) • …   Словарь синонимов

  • ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ — важная составная часть правоохранительной системы государства, особые правоохранительные органы, основная деятельность которых направлена на пресечение и раскрытие преступлений против существующего государственного(конституционного) строя,… …   Энциклопедия юриста

  • органы государственной безопасности — важная составная часть правоохранительной системы государства; особые органы, основная деятельность которых направлена на пресечение и раскрытие преступлений против существующего государственного (конституционного) строя, внешней и внутренней… …   Большой юридический словарь

  • ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ — – государственные структуры, главной целью деятельности которых является обеспечение безопасности государства. О. г. б. призваны защищать государство от внутренних и внешних врагов и тем самым предупреждать социальные конфликты. Насколько это… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНЫ — в Советском государстве в 1917 91. В декабре 1917 Совет Народных Комиссаров создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (ВЧК) с большими полномочиями, в основном репрессивного характера. С… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНЫ — ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНЫ, в Советском государстве в 1917 91. В декабре 1917 СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). В 1922 она преобразована в Государственное политическое… …   Русская история

  • Органы государственной власти — предназначены для управления государством на разных уровнях. Их принято делить на центральные, региональные и местные. В Российской Федерации к основным центральным органам власти относятся: Глава государства Президент Российской Федерации;… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»