- Гражданская архитектура
- подразделяется на арх. жил. и обществ. зданий и комплексов. Проф. становление Г.А. началось одновр. с колонизацией У. рус. при стр. первых военно-оборонительных и пром. городков (градостроительство; архитектура). Первые жил. и гражд. постройки XV-XVI вв. в верхнем Прикамье возводились в дереве в соответствии с традициями Новгородского, Моск. и Ярославского зодчества.До наших дней эти постройки не сохранились, кроме первых каменных зданий: Строгановские хоромы в Усолье (1688), Дом воеводы в Соликамске (1724), Дом воеводы в Кунгуре (1758-64). В композиции двухэтажного на подклете Дома воеводы в Соликамске применена традиционная для рус. хором планировка - две палаты с сенями посередине. Хоромы в Усолье также имеют традиционную "палатную" планировку и декоративное убранство в духе нарышкинского барокко. Подобная композиционная основа принята и для Дома воеводы в Кунгуре. Скупая декорировка типична для рус. провинции XVII-XVIII вв.Эти приемы получают дальнейшее развитие в XVIII в. в гражд. постройках гг. У.: здания Обер-бергамта в Екат., Демидовские хоромы в Невьянске.Интенсивное капитальное стр. на У. нач. с конца XVIII в. в связи с развитием мет. пром. На смену артелям каменщиков приходят проф. арх. горного ведомства - выпускники С.-Петерб. Акад. художеств, принесшие на У. европ. традиции классицизма (промышленная архитектура). Они выполняли разнообразные заказы заводчиков, купцов, промышленников, проекты образцовых жил. усадеб обывателей. Были разработаны и построены принципиально новые типы жил. и гражд. зданий, связанных с горноз-дским делом: управления горных окр. и з-дов, госпитали, школы, усадьбы заводовладельцев и управляющих, торг. здания и комплексы. Среди управлений и з-дских контор выделяются здания управления горными окр. Тагильских з-дов (1832, арх. А.П.Чеботарев), Верх-Исетских з-дов (1824, арх. М.П.Малахов), имеющие свой индивидуальный образ, ведущее градостроительное значение. Они относятся к выдающимся произв. ур. арх. эпохи классицизма.Неотъемлемой ч. горноз-дских пос. являлись з-дские госпитали, возводимые, как правило, в ц. горных окр. (сохранились в Екат., Нижнем Тагиле, Верх-Нейвинске, Сысерти). Арх. этих зданий также выдерживалась в строгих традициях классицизма - с гладкими стенами, ордерными композициями в виде портиков, арочными окнами, купольными завершениями, развитым планом. Интересны в этом отношении Верх-Исетский госпиталь в Екат. (арх. М.П.Малахов) и госпиталь в Нижнем Тагиле (арх. А.П.Чеботарев). Эти здания своим камерным решением, флигелями и усыпальницами создают выразительный образ лечебного учреждения. Гимназии, горные уч-ща, школы решались более скромно. Особое место в горноз-дской арх.-градостроительной культуре У. отводилось усадьбам владельцев, управляющих з-дами, горных чиновников. Зачастую они совмещали жил. и адм. корпуса и помещения (Невьянск, Нижний Тагил, Кыштым и др.). Усадьбы отличались роскошью, вкл. в себя обширные парки, оранжереи, библ., флигели для гостей и челяди. Яркими образцами являются усадьбы Л.Расторгуева в Екат. (1794-1824) и в Кыштыме (изв. как "Белый дом", 1830-е). Они вкл. обширные парки, павильоны, металлические узорные ограды и здания, отмеченные лучшими чертами рус. классицизма. Подобным образом, но с меньшим размахом, отстраивались усадьбы проч. купцов и промышленников в г. У.В пореформенный период новым явлением стало стр. зданий для гор. и земских учреждений. Наиб. яркий образец - здание гор. управы в г. Сарапуле (1876, арх. М.С.Купинский). Заметно оживилось жил. стр. Увеличилось число зданий каменной и полукаменной застройки. Каменные усадьбы стали массовыми объектами не только в арх. крупных губ. ц., но и в малых г., таких, как Шадринск, Сарапул, Троицк. Сложился новый тип усадебного комплекса, в к-рый, кроме жилого дома, входили произв. помещения. Арх. усадебных домов неоднородна. Однако при всех отличиях в объемных построениях, планировочных и фасадных композициях она хорошо раскрывает существо периода - его переходность, постепенное преодоление на У. традиций классицизма и приобщение к нормам эклектики. В период 1880-90-х в большинстве г. бурно развиваются торг. ц. Помимо торг. сооружений, они вкл. здания банков, контор, гостиниц и земских учреждений, жил. дома. Так, напр., складывается застройка Верхне-Торговой пл. в Уфе, Сибирской ул. в Перми и др. Это был период значительного обновления типологического состава обществ. зданий в арх. У. Новые типы построек появляются по срав. со столичными и губ. г. Ц. России со значительным опозданием.Расширяется стр. по специальным проектам: возводятся нар. школы, реальные и коммерческие уч-ща, гимназии. Общегор. значение приобретают крупные гимназические комплексы - первая женская гимназия в Екат., Мариинская женская гимназия в Перми, мужская гимназия в Ирбите. Шир. распространение получает сдача помещений в наем. Извлечение владельцем прибыли из участка определяет состав строений на нем, а появление в жил. доме квартир, сдаваемых в аренду, - его планировочные особенности. Растет число композиционно-планировочных и функциональных разновидностей жил. домов: дома с магазинами, доходные дома, дома особнякового типа. Разновидность жилого комплекса с магазином - одна из самых массовых во всех ур. г. Стилевые направления, получившие распространение в Г.А.У., целиком определяются принципами эклектики. "Кирпичный" стиль становится самым массовым. В 1890-е в арх. начинают шир. воспроизводиться композиционные и стилистические детали разных эпох и стилей - барокко, готики, классицизма. К концу XIX в. "кирпичный" стиль превращается в одно из самых декоративных течений эклектики. Особенно пеструю стилистическую картину представляет жил. арх. Обращаются также к заимствованиям из деревянного зодчества.В эволюции Г.А. период 1900-10 занимает особое место. Увеличивается число уникальных обществ. зданий, таких, как театры, нар. дома, концертные залы, клубные здания, имеющие культ.-просветительское назначение. Массовый характер приобретает в гг. У. стр. нар. домов. Мн. обществ. здания возводятся на осн. конкурсных проектов. Проводятся крупные конкурсы на стр. нар. дома им. С.Т.Аксакова в Уфе (1909), второй женской гимназии в Екат. (1909), Кирилло-Мефодиевского училища (1910) в Перми, нового гостиного двора (1912) и здания Делового клуба (1913) в Екат. Общая для периода особенность - увеличение размеров и укрупнение масштаба обществ. сооружений разного типа - торг. построек, адм. зданий, что придает их арх. монументальные, градоформирующие качества.В жил. арх. ведущее положение занимают доходные дома и особняки. В композиции особняков шир. распространение получает стилистика модерна, к-рая развивается в Г.А. У. с 1900-х. К 1910 влияние модерна охватывает самый шир. круг гражд. объектов - не только уникальные жил. и обществ. здания, но и массовую застройку.Из большого числа гражд. инженеров и арх. У. второй пол. XIX -нач. XX в. выделяется яркий талант перм. арх. А.Б.Турчевича, вятского арх. И.А.Чарушина, екат. арх. Ю.О.Дютеля, создавших ряд замечательных произв. столичного уровня.Особенности градостроительной, типологической и стилистической эволюции ур. арх. в 1920-30-е обу-словлены интенсивной индустриализацией и урбанизацией региона. С началом стр. крупных пром. предприятий активизируются градостр. процессы -реконструкция старых, стр. новых гг. Новые генпланы отражают влияние идей "города-сада" и "соцгорода", откорректированных региональными традициями XIX в. Реконструкция ц. крупных гг. выражалась в образовании новых функциональных зон и обществ. комплексов. Важнейшая черта периода становления сов. арх. на У. - формирование новых типов обществ. зданий разнообразного назначения (наиб. распространение получил клуб для раб.).Вплоть до конца 1920-х крупные здания стр. гл. обр. в стилях неоклассицизма и модерна. В процессе централизации стр. прежние стили вытесняются арх. конструктивизма, причем в экономических условиях У. более приемлемым оказывается функциональный метод уже сложившегося стиля. В нач. 1930-х происходит процесс отхода от конструктивизма и наступает этап освоения классицистического наследия. Для Г.А. 1930-х был характерен постепенный переход от динамичных объемно-пространственных композиций конструктивизма к позициям традиционализма с нарастающей монументализацией форм. Освоение ордерных композиций развивалось от подчеркнуто декоративных принципов применения их многочисленных стилизаций до достаточно полного следования композициям античности и ренессанса.Во время ВОВ быстрый рост градоформирующей базы ур. гг. изменил структуру их расселения. В Г.А. отмечалось свертывание стр. обществ. зданий и увеличение темпов стр. индивидуальной и малоэтажной застройки.Послевоенный период характеризовался созданием новых гг., массовой застройкой гл. гор. магистралей и примыкающих к ним кварталов 4-5-этажными жил. домами, вкл. учреждения обществ. обслуживания на 1-м этаже, с декором фасадов в виде стилизованных классицистических композиций. В арх. обществ. зданий стилистическое развитие отличалось возведением строго индивидуальных для каждого г. построек - носителей обществ. идей, отличающихся обилием декора, воспроизводящего фрагменты и детали разных стилистических схем; использованием ордерных композиций в фасадах; влиянием объемных композиций высотных зданий Москвы рубежа 1940-50-х. Однако создание впечатляющих арх. образов послевоенного периода шло в противоположную сторону от техн. прогресса. Наиб. остро это противоречие сказалось в жил. арх.: традиционные методы стр. не могли решить проблем создавшегося в послевоенное десятилетие дефицита жилья.Неизменно стоявшая перед ур. арх. сов. периода проблема скоростного стр., вызванная ускоренной индустриализацией, способствовала накоплению опыта проектирования и стр. индустриальными методами уже к нач. 1950-х. Сер. 1950-х ознаменовалась интенсивным процессом перестройки мат. базы стр. (возведением и реконструкцией з-дов стр. материалов) и реорганизацией арх.-планировочной деятельности (укреплением проектных орг-цией и концентрацией проектных работ в них), характеризующих наступление нового этапа в ист. сов. арх. - индустриального (архитектура).Лит.: Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Свердловск, 1960; Раскин А.М. Архитектура классицизма на Урале. Свердловск, 1960; Художественная культура Пермского края. Пермь, 1992; Вопросы градостроительства и архитектуры Урала. М., 1987; Каптиков А.Ю. Народные мастера-каменщики в русской архитектуре XVIII в. (На примере Вятки и Урала). М., 1988; Терехин А.С. Пермь. Очерк архитектуры. Пермь, 1970; Вопросы теории и практики архитектурной композиции. М., 1979; Из истории художественной культуры Урала. Свердловск, 1980; Шумилов Е.Ф. Архитектура Ижевска. Ижевск, 1978; Зырин Б.В. Архитектор Чарушин. Киров, 1988; Косточкин В.В. Чердынь. Соликамск. Усолье. М., 1988; Архитектура промышленных предприятий и городов Урала. М., 1977; Козинец Л.А. Каменная летопись города. Свердловск, 1989; Лотарева Р.М. Города-заводы России. XVIII - первая половина XIX в. Екатеринбург, 1993; Алферов Н.С. и др. Свердловск. М., 1980.Стариков А.А.
Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В. В. Алексеев. 2000.