- Коми-пермяки
- коренная народность Верхнего Прикамья, живут компактно в Коми-Пермяцком авт. окр., Красновишерском и Соликамском р-нах Перм. обл., Афанасьевском р-не Кировской обл., а также в нек-рых р-нах Сибири. В Перм. обл. проживает 123371 чел. (4% нас., 1989), в т. ч. в Коми-Пермяцком авт. окр. 95415 (60,2% нас. окр.). Относятся к беломорско-балтийской расе большой европеоидной расы с примесью компонентов ур. расы.Коми-пермяцкий яз. вместе с коми и удм. яз. образует перм. подгруппу финно-угорской группы ур. яз. семьи. В пределах окр. имеются два наречия: юж. (иньвенское) и сев. (косинско-камское), к-рые делятся на неск. диалектов. Оба наречия взаимодействуют и сближаются на основе лит. яз. (создан на основе иньвенского наречия). Наиб. полно лексику лит. яз. отражает коми-пермяцко-рус. словарь, составленный Р.М.Боталовой и А.С.Кривощековой (М., 1985). Почти все К.-П. знают рус. язык, он является средством межнац. общения. По переписи 1989 коми-пермяцкий яз. считали родным 75,9%. К.-П. придерживаются православия (с 1462), есть старообрядцы.Предками К.-П. были племена родановской культуры IX-XV вв., пам. к-рой сосредоточены в верхнем Прикамье (в пределах Перми Великой). В 1472 вошли в Рус. гос-во. Консолидация К.-П. народности завершилась после образования авт. окр. в 1925.Традиционные занятия: земледелие, скотоводство, на С. преобладали охота, рыболовство. В совр. период развивается лесозаготовительная и обрабатывающая пром. Традиционные поселения: с., дер. по берегам р., у лесозаготовителей - пос. Преобладала рядовая и беспорядочная планировка пос., с конца XIX в. заменилась уличной. Многодворные пос. приобрели улично-квартальные формы. К.-П. имели двухрядные усадьбы (один ряд жил., второй хоз.) с трехкамерным жилищем (изба-сени-клеть, позднее вторая изба). Разновидностью двухрядных типов являлись Г-образные усадьбы. Иньвенские К.-П. знали избы-пятистенки с одноярусным двором. Интерьер сев.-рус. варианта. Совр. дома пятистенные и четырехстенные под двускатными и четырехскатными крышами. Комплекс женского нательного костюма: рубаха-становина, сарафан, на С. преобладал головной убор кокошник, на Ю. - шамшура. Девушки носили налобные повязки. Комплекс мужского нательного костюма: рубаха косоворотка, штаны полосатые широкого покроя, на голове валяные колпаки, шапки-ушанки. Верхняя холщовая и суконная одежда были запахивающегося вида - шабуры, понитки, зимой носили овчинные шубы. Обувь - лапти с косым носком, кожаные коты, бахилы. Украшения одежды: узорное ткачество, пестрядь, орнаментированные пояса, чулки, рукавицы. Традиционный костюм вышел из употребления в 1940-50-х, изв. только в среде фольк. коллективов. Любимым блюдом остаются пельмени. Часто употреблялась рыба и продукты лесного собирательства: ягоды, грибы, сок березы, орехи, травы. Популярные напитки: квас, брага, пиво. Нар. прикладное творчество: объемная, выемчатая, пропильная резьба по дереву, узорное ткачество, вязание, вышивка, набойка, обработка бересты. Устная культура - предания о Кудым-Оше, Пере-богатыре, чуди, сказки, былички, песни, частушки. У К.-П. широко бытует рус. фольклор. Нац. литература создавалась с 1930-х.Лит.: Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми: XIX - начало XX в. М., 1958; Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. М., 1980; Боталова Р.М. Коми-пермяцкая диалектология. М., 1975; Климова Г.Н. Текстильный орнамент Коми. Сыктывкар, 1984.Чагин Г.Н.
Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В. В. Алексеев. 2000.