- Профессионально-технические учебные заведения
- уч-ща, школы, др. спец. стационарные уч. учреждения, осуществлявшие подготовку квалифицированных раб.; осн. звено системы проф.-техн. образования (ПТО).На У. проф.-техн. уч. заведения возникли в нач. XVIII в. (горнозаводские школы). В первой четв. XIX в. были открыты окр. горные уч-ща в Екат., Златоусте, при Воткинском, Богословском и Гороблагодатском з-дах. Во второй пол. XIX в. ПТО переживало упадок в связи с кризисными явлениями в ур. горноз-дской пром. В 1910 на тер., подведомственной Оренб. уч. окр. (Перм., Оренб., Уфимская губ.), было 27 ремесленных школ и техн. уч-щ, в Удм. - 3 проф.-техн. уч. заведения.После окончания гражд. войны возросла потребность в квалифицированных раб. Возник новый тип проф.-техн. уч. заведений - школы фабрично-з-дского ученичества (ФЗУ, 1920). Число учебно-показательных мастерских, проф.-техн. и школ ФЗУ на У. увеличилось с 93 в 1920/21 до 119 в 1927/28, а контингент учащихся соответственно с 5,4 тыс. до 10,8 тыс. По числу уч. заведений ПТО Ур. регион вышел на 3-е место в РСФСР.В 1929 в результате реформы ПТО школы ФЗУ были переданы в ведение местных органов ВСНХ. Нач. форсированное расширение сети проф.-техн. уч. заведений, число к-рых к 1932 достигло 277, кол-во уч-ся в них - 82,7 тыс. Однако, в связи с освоением предприятий, построенных в гг. первой пятилетки, дефицит раб. кадров усиливался. С целью ускорения процесса подготовки раб. в 1933 была проведена новая реформа школ ФЗУ. Сроки обучения в них были сокращены с двух лет до 6-12 мес. Из уч. планов были искл. общеобразовательные предметы. 80% уч. времени отводилось на произв. обучение. Школы ФЗУ превратились в узкоремесленные проф. уч. заведния. Упал их престиж среди молодежи. Резко возрос отсев уч-ся. Сеть школ ФЗУ за гг. второй пятилетки сократилась на У. в 3,5 раза, а выпуск раб. уменьшился на 50%.С целью выхода из кризиса в окт. 1940 была создана система гос. трудовых резервов (ГТР), вкл. ремесленные и ж/д уч-ща (РУ и ЖУ) со сроком обучения 2 года и 6-мес., школы фабрично-з-дского обучения (ФЗО). На У. было открыто 144 уч. заведения ГТР, контингент к-рых составлял 54,7 тыс. уч-ся (дек. 1940).Создание системы ГТР явл. проявлением централизации и командных методов подготовки раб. кадров. Комплектование РУ, ЖУ, ФЗО осуществлялось принудительными мерами.В период ВОВ сеть РУ, ЖУ, ФЗО в регионе расширилась в связи с эвакуацией на У. 147 уч-щ и школ с 80 тыс. уч-ся. В 1941-42 были сокращены сроки обучения, временно отменены теоретические занятия, произв. практика сводилась к выполнению конкретных оборонных заданий. В конце 1942 теоретическое обучение было восстановлено. За гг. ВОВ через систему ГТР У. было подготовлено 449,3 тыс. молодых раб. Уч-ся РУ, ЖУ, ФЗО было выпущено продукции более чем на 2 млрд руб. В послевоенный период заметно сократилось число выпускников ГТР: с 326,3 тыс. в 1946-50 до 204,4 тыс. в 1951-55. В сер. 50-х усилилось противоречие между уровнем обучения молодежи в ГТР и требованиями науч.-техн. прогресса.На рубеже 50-60-х, согласно закону "Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", были созданы дневные и вечерние гор. проф.-техн. уч-ща (ПТУ) со сроком обучения от 1 до 3 лет и 1-2-годичные сел. на базе школы-восьмилетки. В нач. 70-х стал осуществляться перевод системы П.Т.О на подготовку квалифицированных раб. со ср. образованием. В 60-70-е укрепилась мат. база ПТУ. Увеличился ср. разряд выпускников ПТУ. Усилилась работа по профориентации молодежи. За 20 лет (1961-80) в ПТУ У. было подготовлено 2675,5 тыс. молодых раб. (без Башк.). С открытием в сент. 1979 Урал. гос. инженерно-педагогического ун-та наметилась тенденция улучшения качественного состава преподавателей и мастеров ПТУ. Однако мн. проблемы системы ПТО не решались. Капитальные вложения в ПТУ осваивались на 70-80%. Моральный износ оборудования уч. мастерских намного опережал темпы науч.-техн. прогресса. Начавшаяся в сер. 80-х реформа общеобразоват. и проф. школы породила деструктивные процессы в сфере подготовки раб. кадров. Попытки "усовершенствовать" систему ПТО путем демократизации, расширения самостоятельности при сохранении централизованной плановой экономики и при отсутствии рынка раб. силы и соц. заказа на новые квалифицированные кадры привели к негативным последствиям.На рубеже 80-90-х 50% предприятий сократили расходы на подготовку раб. кадров. Экономический кризис начала 90-х привел к свертыванию сети ПТУ. Переход к рыночной экономике сопровождался трудным поиском новых форм и методов подготовки раб. кадров из молодежи.Лит.: Крючков М.Т. Рабочий класс Урала в послевоенные годы (1946-1958). Свердловск, 1988; Личман Б.В. Урал: политика и индустрия (Социально-демографическая и квалификационная характеристика работников индустрии во второй половине XX в.). Екатеринбург, 1992; Постников С.П. Партийное руководство подготовкой рабочих кадров на Урале (1920-1930-е гг.). Свердловск, 1990.Постников С.П.
Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В. В. Алексеев. 2000.