Профессиональное обучение рабочих

Профессиональное обучение рабочих
   одна из форм подготовки и повышения квалификации кадров без отрыва от произв., получившее развитие в пром. У. П.О.Р - составная ч. системы профессионально-технического образования. П.О.Р. стало осуществляться на з-дах У. в первой четв. XVIII в. Дети мастеровых и работных людей обучались проф. навыкам, как правило, у своих родителей. Обучение длительный период времени носило кустарный характер, велось без программ и уч. планов. Приобретение проф. знаний затруднялось почти поголовной неграмотностью раб. Повышение уровня грамотности, совершенствование техники и технологии произв. в ходе промышленной революции способствовало постепенному расширению и углублению П.О.Р., через к-рое в разных формах проходила подготовку большая ч. вновь пришедших на произв. кадров.
   В нач. XX в. система П.О.Р. на з-дах У. значительно расширилась. Стали создаваться проф.-техн. курсы. После окончания гражд. войны проблема квалифицированных раб. кадров резко обострилась. Была предпринята попытка введения принудительного П.О.Р.: 29 июля 1920 принят декрет СНК РСФСР "Об учебной и проф.-техн. повинности". Это привело к росту сети профтехкурсов на У. Однако с переходом к новой экономической политике и добровольному принципу комплектования курсов их сеть резко сократилась. Распространенной формой П.О.Р. стало индивидуальное, а с 1923-24 - бригадное ученичество. Ур. железнодорожники стали применять бригадный метод обучения одними из первых в стране. В системе П.О.Р. стали вводиться уч. планы и программы. В 1928 83% всех раб. подростков, занятых в пром. У., приобретали произв. квалификацию, в т.ч. 43% путем индивидуально-бригадного обучения.
   На рубеже 20-30-х в связи с курсом на сверхиндустриализацию потребность всех отраслей х-ва У. в обученных кадрах значительно возросла. С целью расширения П.О.Р. была создана система дополнительного раб. образования (ДРО), вкл. вводные курсы, произв.-политехн. курсы (ПТК), раб. техн. школы и школы раб. юношества. Последние две формы обучения не получили распространения. Всего в Ур. обл. за 1930-33 на курсах ДРО прошли обучение 178, 4 тыс. раб. пром. предприятий (ок. 40% их числ.). Кадры строителей готовились на уч. базах Ц. ин-та труда, число к-рых в 1931 на У. составило 176 (в них было обучено 87 тыс. раб.). В 1932 уч. базы ЦИТ были закрыты.
   В конце первой пятилетки в системе П.О.Р. вновь усилились адм. методы. Согласно постановлению Совета труда и обороны от 30 июня 1932 все должности, связанные с выполнением сложных работ на механизмах, могли занимать только раб., овладевшие минимумом техн. знаний. Система подготовки раб. без отрыва от произв. была перестроена - на предприятиях создавались произв.-техн. курсы (ПТК) трех ступеней. Сроки обучения на курсах сокращались, из уч. планов изымались общеобразовательные дисциплины. С целью макс. охвата раб. кадров техучебой в 1933-35 проводилась кампания сдачи гос. техн. экзаменов. Однако директивно установленные сверху планы сдачи гос. техн. экзаменов выполнялись не более чем на 50%.
   Во второй пол. 30-х появились новые формы подготовки и повышения квалификации раб. - стахановские курсы и школы, курсы мастеров соцтруда. По данным переписи нас. 1939, на предприятиях У. профтехкурсами было охвачено 39,6 тыс. раб., бригадно-индивидуальным обучением - 27,5 тыс., т.е. одноврем. обучалось ок. 10% индустриальных раб. Опыт 30-х показал, что уровень проф. подготовки раб. не соответствовал требованиям произв. и решить адм. методами задачу всеобщего техобучения раб. невозможно.
   В годы ВОВ в связи с переводом пром. У. на вып. сложной военной техники, массовым притоком на предприятия новых кадров были осуществлены шир. мероприятия по развитию системы П.О.Р. Она была перестроена в соответствии с требованиями военного времени. В отличие от предыдущих лет осн. формами подготовки новых раб. стали индивидуальное и бригадное обучение. Окончившие его сдавали экзамены, получали квалификацию и разряд, а затем проходили обучение на курсах техминимума, где получали теоретические знания по специальности. Распространенной формой повышения квалификации раб. стали стахановские школы как эффективная форма производственного обучения раб. и передачи им прогрессивных методов труда. Обучение вели лучшие новаторы производства, в их числе Н. Х. Безетов, Д. Ф. Босый, А. И. Семиволос, И. П. Янкин и др. С 1943-44 получили распространение курсы по повышению разряда, овладение вторыми или смежными профессиями. Мероприятия по развитию П.О.Р. позволили сохранить сравнительно высокий проф.-техн. уровень ядра раб. кл. У.
   В послевоенный период осн. формой П.О.Р. оставалось индивидуально-бригадное обучение. Курсовое обучение проходили раб. по наиб. сложным профессиям, младший рук. состав предприятий. В 1950 на предприятиях Ур. экономического региона проф. обучением на произв. было охвачено 210 тыс. раб., в 1960 - 219 тыс., повышали квалификацию соответственно - 350 тыс. и 533 тыс. чел. Наиб. распространенными формами повышения квалификации были произв.-техн. курсы, курсы целевого назначения и школы передового опыта.
   В 60-е соотношение разл. форм П.О.Р. изменяется. Удельный вес курсовой подготовки стал расти, а индивидуально-бригадный - снижаться. Охват раб. П.О.Р. в 60-80-е на предприятиях У. вырос в среднем в 2 раза. Гл. среди форм повышения квалификации стали обучение вторым и смежным профессиям и курсы целевого назначения, т.к. готовили раб. шир. профиля, что позволило предприятиям рациональнее использовать технику и оборудование.
   В конце 80-х на У., как и в целом по стране, наблюдается сокращение сети П.О.Р. Повышение хоз. самостоятельности предприятий, экономические трудности привели к снижению расходов на П.О.Р. В нач. 90-х появляются новые формы обучения раб. - при биржах труда, по подготовке и переквалификации безработных.
   Лит.: Антуфьев А.А. Уральская промыш-ленность накануне и в годы Великой Оте-чественной войны. Екатеринбург, 1992; Крючков М.Т. Рабочий класс Урала в послевоенные годы (1946-1958). Сверд-ловск, 1988; Личман Б.В. Урал: политика и индустрия (Социально-демографическая и квалификационная характеристика работников индустрии во второй половине XX в.). Екатеринбург, 1992; Постников С.П. Партийное руководство подготовкой рабочих кадров на Урале в 1920-1930-е гг. Свердловск, 1991.
   Постников С.П.

Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. . 2000.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Профессиональное обучение рабочих" в других словарях:

  • Профессиональное училище № 72 (Королёв) — Профессиональное училище № 72 г. Королёв Моск. области  (ПУ №72) Год основания 16 сентября 1976 года …   Википедия

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности. В Российской Федерации основной путь получения профессионального образования обучение в профессионально технических, средних специальных учебных заведениях (на… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности. В РФ основной путь получения П.о. обучение в профессионально техническом, среднем специальном учебных заведениях (на базе полного или неполного среднего… …   Юридическая энциклопедия

  • ОБУЧЕНИЕ — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками. Цели О. могут быть достигнуты при соблюдении дидактических принципов: научности, проблемности, наглядности, доступности,… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • Профессиональное образование — Этот термин впервые употреблен французским министром народного просвещения Дюрюи, который в циркуляре о преобразовании среднего обучения (1863 г.) предложил две параллельно идущие системы среднего образования: одно классическое, для так… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • профессиональное образование — овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности. В Российской Федерации основной путь получения профессионального образования  обучение в профессионально технических, средних специальных учебных заведениях (на… …   Энциклопедический словарь

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — подготовка специалистов начальной, средней и высшей квалификации для работы в определённой области деятельности. Как и общее образование, профессиональное ориентируется на развитие личности, но специфич. цель состоит в адаптации учащихся к… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности. В РФ основной путь получения П.о. обучение в профессионально техническом, среднем специальном учебных заведениях (на базе полного или неполного среднего… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Профессиональное консультирование (occupational counseling) — П. к. лучше всего разграничивается с др. близкими формами оказания помощи в области профессий и карьеры (напр., профориентационным консультированием, консультированием по вопросам карьеры, профориентацией) по его целям и содержанию. П. к.… …   Психологическая энциклопедия

  • СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — среднее специальное образование, уровень образования, приобретаемый, как правило, на базе полного или неполного общего среднего в соответствующих проф. уч. заведениях. Обеспечивает индивиду знания, умения и навыки, необходимые для самостоят.… …   Российская педагогическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»