- Худяковская культура
- археол. культура раннего жел. в.. Название происходит от наиб. изученного Худяковского могильника. Вятский вариант пьяноборской общности III в. до н.э. - V в. н.э. Х.К. распространена в басс. нижней и ср. Вятки, низовьях р. Чепцы и р. Кильмези. Х.К. сложилась на осн. вятского варианта ананьинской общности.Пам., относимые к Х.К., изв. еще по дорев. работам. Выделена Р.Д.Голдиной. Среди пос. к ней можно отнести многослойные Буйское, Аргыжское, Никульчинское городища, где встречены вещевые комплексы пьяноборского времени. На Буйском городище это клад бронз. украшений II-III вв. н.э. и клад из 9 жел. наконечников копий, 186 кельтообразных орудий и 5 бронз. гривен IV-III вв. до н.э. - II-III вв. н.э.Своеобразие погребальных пам. Х.К. позволяет наметить хронологические стадии внутри культуры: ошкинскую I - первая пол. III в. н.э. и азелинскую - вторая пол. III-V в. Первая стадия (Ошкинский, Городищенский, Воробьевский, Атамановы Кости могильники и др.) характеризуются сохранением в облике мат. культуры традиций ананьинско-раннепьяноборского времени. На второй стадии (Худяковский, Первомайский, Азелинский, Суворовский и др. могильники) складывается своеобразный вятский костюмный комплекс с использованием трехсоставных и цельных пряжек, богато украшенных фасетками, затем пряжек "харинского" типа; многочисл. вариантов накладок, блях, пластинчатых и сложносоставных нагрудников, гривен, подвесок, застежек с применением в композиционных сюжетах мотивов коня, птиц, спирального и "веревочного" орнаментов. На могильниках Х.К. посуда встречается редко. Это круглодонные сосуды, неорнаментированные или с элементами веревочного, гребенчатого штампов. Погребальные пам. Х.К., как правило, небольшие (лишь Худяковский могильник содержит св. 100 погребений), занимают в осн. мысовые площадки коренных террас рр. Расположение могил рядовое. Чаще всего встречаются одиночные захоронения, но зафиксированы парные или групповые по типу семейных склепов (Азелинский, Суворовский, Тюм-Тюм). Преобладающий способ захоронения - ингумация. Ум. уложены вытянуто на спине, головой преим. в сев. направлении. Украшения и принадлежности костюма располагались так, как использовались при жизни. Отмечен обычай складывать ч. вещей в жертвенные комплексы в берестяные коробки, ткань, кожу или мех. На стыке хронологических этапов зафиксировано сочетание ингумации с кремацией. Сожжение произв. на стороне, без вещей. Остатки кремирования ссыпались в яму беспорядочно, инвентарь находился как в засыпи, так и в придонной ч. без видимой системы в расположении. Для могильников с биобрядностью характерно особенно яркое проявление культа огня - кострища в засыпи и на дне - остатки сожжений и поминальных костров.Х.К. отражает нач. формирования в Вятском басс. зап. групп древнеудм. общности. В конце культура испытала определенное воздействие со стороны именьковских и позднегородецких левобережных племен. В контактных зонах выявлены не характерные для Х.К. элементы погребального обряда (захоронения с конем, скорченные на боку костяки, отд. типы украшений и т.д.). Х.К. сменилась ср.-век. еманаевской культурой.Лит.: Голдина Р.Д. Проблемы этнической истории пермских народов в эпоху железа // Проблемы этногенеза удмуртов. Устинов, 1987.Голдина Р.Д., Лещинская Н.А.
Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В. В. Алексеев. 2000.