- Еманаевская культура
- археол. культура раннего средневековья или позднего жел. в., конец V-IX вв. н.э. Назв. происходит от наиб. изученного Еманаевского городища. Е.К. занимает тер. басс. нижней и ср. Вятки. Е.К. сложилась на осн. вятского варианта пьяноборской общности (пьяноборская культура, худяковская культура). Выделена Р.Д.Голдиной.Среди пос. преобладают мысовые городища с однорядовой системой укреплений (Еманаевское, Ижевское, Кривоборское и др.). Городища, как правило, одноплощадочные, малых размеров, в большинстве занимают площадки более ранних ананьинско-пьяноборских городищ (ананьинская культура). В ц. р-нах пос. более долговременны и насыщены культ. остатками. В периферийных зонах расселения преобладают городища-убежища.Селища Е.К. немногочисленны, расположены как на незначительных дюнных всхолмлениях (Коктыш II, Пайбулатовское селища), так и на мысовых площадках коренных речных террас (селище Слудка).Среди сооружений на пос. Е.К. преобладают хоз. ямы, кострища. Характер жил. комплекса можно проследить на примере жилища с Буйского городища. Это была наземная постройка прямоугольной формы, пл. ок. 80 кв. м с входным тамбуром и 8 открытыми очагами. На Еманаевском городище обнаружены легкие наземные постройки прямоугольной формы, столбовой конструкции, расположенные у вала и вдоль склона. На их произв. характер указывает комплекс находок - многочисленные шлаки, тигли, льячки, фрагменты глиняных сопел, инструментарий и структура напластований - мощные прокалы, углисто-зольные пятна. Вещевые комплексы долговременных пос. достаточно разнообразно представлены орудиями труда, оружием, украшениями и посудой. Еманаевская керамика - лепная. На раннем этапе - это высокие профилированные чаши, украшенные насечками, вдавлениями, гребенчатым штампом; на позднем этапе - невысокие слабопрофилированные чашки и миски с округлым или уплощенным дном, неорнаментированные, реже с украшенным насечками, решетчато-шнуровым орнаментом.Х-во Е.К. реконструируется как комплексное. В скотоводстве первое место по значимости занимала свинья, затем крупный рогатый скот. Земледелие характеризовалось сосуществованием пашенного и подсечно-огневого. Несомненно, важную роль в хоз. жизни играли ремесла и, прежде всего, металлообработка.Могильники Е.К. грунтовые, небольшие, с рядовым расположением могил (Тат-Боярский, Концовский) и элементами группового размещения в конце существования культуры. Осн. способ захоронения - трупоположение в подпрямоугольных ямах в деревянных колодах и гробовищах, вытянуто на спине, головой в сев. направлении. Украшения располагались так, как носились на костюме. Часты находки жертвенных комплексов в берестяных коробах, ткани, мехе внутри погребений (Тат-Боярский могильник) или в отд. ямах (Юмский могильник). Встречаются остатки поминальных тризн, посуда традиционной еманаевской формы. На поздних этапах Е.К. появляется обычай кремировать умерших, как правило, на стороне, без вещей. Остатки трупосожжения находятся как в засыпи, так и на дне могилы с инвентарем без определенной системы.В период Е.К. усиливаются контакты юж. групп древнеудм. нас. с древнемарийскими и именьковскими племенами. Для периода Е.К. традиционны устойчивые культ. связи с поломско-ломоватовским нас. (поломская культура, ломоватовская культура).В X в. н.э. Е.К. сменяется культурой развитого средневековья - кочергинской.Лит.: Голдина Р.Д. Проблемы этнической истории пермских народов в эпоху железа // Проблемы этногенеза удмуртов. Устинов, 1987.Голдина Р.Д., Лещинская Н.А.
Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В. В. Алексеев. 2000.