- Чепецкие татары
- (татарлар, кестымлар - самоназв., бигер - удм. назв.)Чепецкая группа казанских татар подразделяется на этнотер. кусты: кестымско-глазовский, или верхнечепецкий (К.Т.), юкаменско-глазовский, или среднечепецкий (Ю.Т.), каринско-нукратский, или нижнечепецкий (каринские татары). Числ. (1989): в Юкаменском р-не Удм. респ. - 2634 чел., в Глазовском - 4754 (430 - сел. нас.), в Балезинском - 4154 (2039 - сел. нас.) чел. Группы локальные, расселены в иноэтничном окружении, в с. компактно, в г. дисперсно. Говор Ю.Т. близок к казанскому, каринских татар - к кыпчакско-огузскому наречию. Испытали влияние вятского диалекта рус. и удм. яз. Ч.Т. относятся к вятско-камскому варианту сублапаноидного антропологического типа. Диапазон от светло-русого "славянского" до типично монголоидного. Последний преобладает у Ю.Т.Первые тюркоязычные поселенцы, исповедовавшие ислам, появились в верховьях Чепцы к нач. XII в. с орг-цией булгарских факторий, торг. пути, соединившего Арск на р. Казанке с Биармией (Вел. Пермью), Нукратом (низовье Чепцы). Миграция усилилась в 1230-40-х в связи с разгромом татаро-монгольской Волжской Булгарии и в 1360-х после похода Булат-Тимура (1361), полностью разрушившего мн. булгарских гг. и пос. Легенды, предания Ч.Т. называют прародителями отд. родов арских кн., выходцев из Касимова, Ногайской, Шибкинской орд, из Арска, Казани, участ. похода Беркута (1391-92). Но среди служилых людей с Арской дороги были потомки и булгар, и удмуртов, принявших мусульманство. С созданием Казанского ханства крепости по Арской дороге возродились, и преобладали в них уже татары. С присоединением Вятской земли (1489) к России большая ч. арских кн. перешла на службу к московскому кн. В 1583-88 Ч.Т., в т.ч. и служилые, были причислены к черносошному сословию. В конце XVI - нач. XVII в. нач. массовое расселение каринских татар в верховье Чепцы. С 1560-х в связи с выступлениями нас. Луговой и Горной стороны против новых властей и ответными репрессиями оттуда пошел отток нас. на С., в Вятские земли. Во второй пол. XVII в. возродилась проезжая дорога из Казани в Пермь, нач. создание Сибирского тракта. К.Т. были привлечены к подворной повинности, ямской гоньбе. По поручению съезжей избы Ч.Т. проводили сбор хлеба и др. гос. поставок, перевозя их по Чепце на собственного изготовления стругах, плотах в Хлынов. Миграционные волны на Чепцу из казанского Поволжья пришлись и на вторую пол. XVIII в. Переселенцы XIX в., особенно с 1870-80-х, совсем не получали земли в верховьях Чепцы и записывались в мещане. Последний массовый приток нас. из Поволжья, Башк. вызван голодом 1920-х.Ч.Т. селились в осн. по течению Чепцы и ее лев. притокам. Пос. Ю.Т. основывались в глубине лесов, на расчищенных участках, с кольцевой планировкой вокруг ключа. К.Т. оседали на торг. путях. Для них характерна аульная застройка, заселение патронимическими гнездами. Уличная планировка появилась со второй пол. XIX в. У Ю.Т. в устройстве усадеб, оформлении жил. интерьера сказалось влияние удм. и рус. домостроения. В Кестыме дольше сохранялись традиционные элементы: оконца без рам перед печью, нары, низкие шесток и подтопка, спальные подставки, глиняные плоские крыши (на бедных домах).Ко второй пол. XVIII в. осн. масса Ч.Т. занималась с. х-вом. Набор зерновых, огородных культур, орудий труда, технология обработки почвы были традиционными и заимствованы у рус. и удм. нас. До нач. XIX в. - комбинация подсеки, перелога, трехполья, позже - только трехполье. Пастушеского жив-ва не знали. Ю.Т., в осн. массе выходцы из Поволжья, успешно занимались земледелием и жив-вом, держали крупный и мелкий рогатый скот, мн. овец. К.Т. разводили лошадей на продажу, для заготовки мяса впрок. У Ч.Т. было распространено отходничество (лесорубами, плотогонами, грузчиками, извозчиками, приказчиками и т.д.). В сел. местности развивалась выделка кожи, сапожное ремесло (К.Т.), изготовление тулупов, шуб, валяной обуви (Ю.Т.).К сер. XVIII в. у Ч.Т. сложились "бече" - объединения 5-10 семей, связанных родственными узами, ведущими происхождение от одного предка. Из родственников разных степеней составлялся "аймак" для совместной обработки земли и др. коллективных работ. В XIX в. возникли соседские, типа аульных, общины во главе с советом аксакалов и абыз'ом (старейшиной), где важные вопросы решались на общем собр. глав семейств. Характерны большие патриархальные нераздельные семьи. До 1930-х, когда нач. процесс унификации этнокульт. развития, Ч.Т. в значительной степени сохраняли традиционную духовную и мат. культуру. Они исповедовали ислам суннитского толка (магометане аморовой секты). В Глазовском у. в конце XIX в. мечети были в трех с. В 1903 в Кестыме открылось медресе. У Ю.Т. сохранялся обычай прятать лицо после замужества, скрывание женщин от посторонних, раздельное хождение в гости мужчин и женщин. Традиционная одежда у Ю.Т. по покрою, расцветке, вышивке иногда приближалась к удм. С конца 1980-х происходит возрождение этнического самосознания, религиозных праздников, традиционных обрядов. Усиливается тяготение горожан к с., где этногенетическое возрождение происходит быстрее.Лит.: Материалы по статистике Вятской губернии. Т. III. Глазовский уезд. Вятка, 1893; Сорокин П.М. Татары Глазовского уезда // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1897 г. Вятка, 1896; Документы по истории Удмуртии XV-XVII вв. / Составитель П.Н.Луппов. Ижевск, 1958; Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967; Тепляшина Т.И. Наследственные наименования причепецких татар // Советская тюркология, 1974. № 4; Халиков А.Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья. Казань, 1978; Халиков Н.Л. Земледелие татар Среднего Поволжья и Приуралья XIX - нач. XX в. М., 1981.Сыркина И.А.
Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В. В. Алексеев. 2000.