- Верхнеутчанская культура
- (назв. происходит от городища у дер. Верхний Утчан), местная финно-перм. археол. культура, VI-IX вв., юж. Удм., правобережье р. Камы, басс. рек Ижа и Тоймы. Складывается на основе мазунинского этапа чегандинской культуры пьяноборской этнической общности (мазунинский могильник, культура; пьяноборская культура).Верхнеутчанское городище (респ. Удм., Алнашский р-н, с. В.Утчан, лев. берег р. Варажки, лев. притока р. Колтымак, пр. притока р. Тоймы, правого притока р. Камы) изв. с XIX в. Городище датируется VI-IX вв. Пам. занимает мыс коренной террасы пл. св. 8000 кв.м, ограничен двумя валами, внутр. вал имеет дл. 85, шир. 13, высоту ок. 7 м. Внеш. вал распахан, между валами заметен ров шир. ок. 10 и глубиной до 1,5 м. Обнаружены остатки трех жил. и хоз. сооружений, орудия труда, наконечники стрел, украшения костюма, обломки глиняной посуды. Пам. В.К. представлены городищами, селищами, могильниками. Среди городищ наиб. изучены Варзиятчинское, Кузебаевские, Благодатские, Варалинское, Староигринское. Городища, как правило, одноплощадочные с одинарными или многорядовыми укреплениями. Городища использовались как адм. и произв. ц., среди них есть также сторожевые городки и убежища. Селища группируются (1-5 пам.) вокруг городищ. Глиняная посуда имеет чашевидную форму с профилированной верхней ч., орнаментированной разл. формы ямками, гребенчатым штампом, шнуровыми отпечатками. Х-во - земледелие, подсечное и пашенное, а также пастушеское животноводство, дополняемые охотой и ры-боловством. Обработка металлов велась на стадии ремесленного произв.Погребальные пам. располагались на невысоких террасах. Характерна биобрядность: трупоположение и трупосожжение. При трупопо-ложении умершего укладывали в гробовище из луба, вытянуто на спине, головой преим. на В. При кремации тело покойного сжигали на стороне без вещей. Прах покойного и вещи сбрасывали в могилу по мере ее заполнения.Верхнеутчанское нас. поддерживало мирные контакты с кушнаренковским (угорским) (кушнаренковская культура), именьковским (балто-славянским) (именьковская культура) и с IX в. - болгарским нас. На основе В.К. в юж. Удм. сложилась чумойтлинская культура.Лит.: Ютина Т.К. Исследования 1980 г. на Вехнеутчанском городище в Южной Удмуртии // Памятники железного века Камско-Вятского междуречья. Вып. 1. Ижевск, 1984; Ютина Т.К. Предварительные итоги изучения археологических памятников эпохи средневековья в Южной Удмуртии // Памятники железного века Камско-Вятского междуречья. Вып. 2 Ижевск, 1984; Семенов В.А. Петропавловский могильник // Вопросы археологии Удмуртии. Ижевск, 1976; Голдина Р.Д. Проблемы этнической истории пермских народов в эпоху железа // Проблемы этногенеза удмуртов. Ижевск, 1987.Голдина Р.Д.
Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В. В. Алексеев. 2000.