- Денационализация промышленности
- передача гос. собственности (пром. и транспортных предприятий, акций и т.п.), возникшей в результате национализации, в частную собственность. В июне - июле 1918 о своем стремлении к Д. банков и предприятий заявили Комуч и Вр. Сиб. пр-во, распространявшие влияние на отд. р-ны У., 19 авг. с аналогичной декларацией выступило Вр. обл. пр-во У. Правда, в отд. случаях, когда того требовали интересы гос-ва, пр-во сохраняло за собой право объявлять предприятия нац. собственностью. Проходивший 18-22 окт. 1-й Ур. торг.-пром. съезд разработал программу реставрации капиталистических порядков в пром. и торг., принял резолюцию об их Д. После белогвардейского переворота в Омске (18.11.1918) верность выдвинутой ранее идее Д. док-тально подтвердило Всерос. пр-во адмирала А.В. Колчака. В мин-ве торг.и пром. и др. ведомствах развернулась работа по подготовке юридическо-правовых док-тов, обосновывающих проведение Д. В февр. 1919 при Всерос. пр-ве адмирала А.В.Колчака была учреждена должность уполномоченного по Д. предприятий У. со штатом служащих. Осуществление Д. на практике являлось, по мнению Ур. пром. к-та, очень сложной задачей. Среди причин, затруднявших Д., были следующие: отсутствие на местах владельцев и чл. правлений крупных предприятий; необходимость больших мат. затрат со стороны восстановленных в правах собственности предпринимателей для приведения з-дов и ф-к в работоспособное состояние; неразрешенность финансовых взаимоотношений гос. власти и предпринимателей и др. Учитывая имевшиеся сложности, Ур. пром. к-т высказался за временное сохранение предприятий в казенном ведении через посредство уполномоченных по управлению з-дами. По сообщению Гл. начальника Ур. края С.С.Постникова (апр.1919), "к Д., даже к подготовительным расчетам, еще не приступлено". Имелись лишь отд. факты возврата предприятий (в осн. малозначимых для гос-ва) прежним владельцам. Наиб. шир. размеры в крае Д. приняла на речном транспорте. К 20 мая 1919 в Перм. р-не было возвращено в частную собственность 81% паровых и 97% непаровых судов, в Уфимском р-не соответственно 36% и 46,5%. Медлительность при решении вопроса о Д. подчас приводила к самовольным действиям бывших хозяев по восстановлению своих прав собственности. После отступления колчаковской арм. и восстановления сов. власти на У. осенью 1919 денационализированные предприятия перешли обратно в руки гос-ва. Однако переход к новой экономической политике в 1921 привел к новому этапу Д. На тер. У. (вместе с Башк.) было передано в руки частных предпринимателей на условиях аренды ок. 200 предприятий, в осн. ср. и мелкой пром. С принятием НЭП сов. органы на У. разрешили аренду также ряда предприятий тяжелой индустрии (Билимбаевский, Староуткинский, Нязепетровский, Сысертский, Ильинский з-ды, чугунолитейная ф-ка при ст.>Хромпик>, мех. мастерская Кыштымского з-да, ряд мастерских Нижне-Тагильского и Висимо-Уткинского з-дов и др.). Ряд объектов в виде концессий получили иностранные капиталисты. В 1921 первой на У. и в стране была организована американская концессия А.Хаммера по добыче и переработке асбеста в Алапаевском р-не. Возникли английская золотопром. концессия "Лена Голфилдс Лимитед", латвийская концессия Струковича по добыче мрамора в Полевском р-не. Всего в 1927 на У. действовало 12 концессионных предприятий. Кооперативный частнокапиталистический и концессионный сектор в фабрично-з-дской пром. У. в 1926-27 хоз. г. охватывал 22,2% в осн. мелких предприятий и давал только 7,3% продукции. Число раб. на них составляло 5,2%, объем валовой продукции - 10,5%. Т.о., на У. Д. в период НЭП была ограничена, и частный сектор в пром. не получил развития. Уже весной 1922 под предлогом "произв. необходимости" Билимбаевский з-д был отобран у арендаторов. Вскоре эта же участь постигла и другие арендованные предприятия в тяжелой индустрии, а также концессии. В связи со свертыванием НЭП в конце 20-х частный сектор был ликвидирован также в ср. и мелкой пром. Введенный волевым путем госсектор стал господствующим в пром. У.Лит.: Бакунин А.В. Урал как единый промышленно-экономический район. Свердловск, 1991; Фельдман В.В. Восстановление промышленности Урала (1921-1926). Свердловск, 1989; Дмитриев Н.И. Новый подход к проблеме денационализации белогвардейскими властями промышленности и транспорта на Востоке России // Исторический опыт освоения восточных районов России. Кн.3. Владивосток, 1993.Бакунин А.В., Дмитриев Н.И.
Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В. В. Алексеев. 2000.